Отцовство в свете семейной политики | АНО «Современная семья»

Отцовство в свете семейной политики

В этой статье мы начали разговор о различных моделях семейной политики в развитых странах. Но теперь продолжим обсуждение этой темы в разрезе положения отцов с точки зрения приложения к ним семейного законодательства.

отцовство и закон

Гендерный подход к изучению семейной политики

Обычно гендерный анализ семейной политики главным образом выстраивается вокруг изучения положения женщин. Основная критика со стороны феминистских авторов заключается в том, что существующие подходы являются гендерно-нечувствительными. В частности, типология режимов государств всеобщего благосостояния Г. Эспинг-Андерсена игнорировала опыт женщин как матерей, жен, работников и граждан из-за того, что они уходят с рынка труда в связи с материнством. Различие между государствами по степени дружественности женщинам связано с тем, насколько проводимая политика поддерживает женщин и как матерей, и как работников.

Гендерное изучение государств всеобщего благосостояния, которое стало развиваться под влиянием феминистской критики, сконцентрировало свое внимание преимущественно на анализе материнства и связанной с ним заботы о детях. Поскольку мужчины как работники и граждане выступали центральной фигурой в рамках доминирующих подходов, феминистски ориентированые исследователи, акцентировав внимание на позиции женщин, не рассматривали маскулинность и отцовство как часть гендерного проекта государств всеобщего благосостояния. Сложилась определенная гендерная асимметрия в изучении социальной политики государств всеобщего благосостояния, где не только женщины становятся невидимыми, поскольку они не представлены на рынке труда, но и мужчины исключаются из фокуса рассмотрения, т.к. не учитывается их позиция в семье, они рассматриваются исключительно как представители определенных классов, статусных групп или граждан.

Однако гендерный подход к изучению семейной политики должен включать не только опыт материнства, но и опыт мужчин как отцов и партнеров, и, соответственно, фокусировать свое внимание на том, какой пакет поддержек адресован родителям (как матерям, так и отцам) и какая модель родительства воспроизводится в рамках семейной политики.

Важным элементом изменений в сфере родительства вообще и отцовства в частности является то, что недостаточное и фрагментарное участие отцов в воспитании и заботе о детях стало рассматриваться в качестве проблемы, решение которой возможно на уровне семейной политики. «Папин отпуск», то есть формально закрепленная возможность для отца брать определенное количество дней для ухода за ребенком, представляется одной из самых действенных мер по формированию модели ответственного отцовства. В этом отношении действия государства, направленные на стимулирование большей вовлеченности и участия мужчин в заботе о детях, оказывает значительное влияние на расширение возможностей не только для женщин, но и для мужчин совмещать родительские и профессиональные обязанности, приводит к формированию гендерного равенства в сфере родительства.

Отпуск для отцов был введен в 1970-х годах, а с середины 1990-х стал рассматриваться в качестве одного из важных элементов семейной политики многих европейских стран. В 1996 году Совет министров ЕС принял Директиву о родительском отпуске и призвал страны-участницы скорректировать свое законодательство по этому вопросу в соответствии с установленными требованиями.

Эти требования касаются:

  1. минимального периода отпуска после рождения ребенка – три месяца;
  2. предоставления права на этот отпуск как женщинам, так и мужчинам;
  3. защиты от увольнения того из родителей, кто использовал этот отпуск.

Стандарты, закрепленные на уровне ЕС относительно родительского отпуска, призваны унифицировать проводимую государствами политику, тем не менее до сих пор сохраняются существенные отличия между моделями семейной политики как на уровне идеологии, так и дизайна, то есть тех мер, которые направлены на поддержку семей. Политика поддержания отцовства может быть проанализирована исходя из следующих показателей:

отцовство_законы ЕС

1) законодательное обеспечение возможности разделения родительского отпуска, а именно установленные законодательно права о том, что

  • каждый родитель может использовать родительский отпуск;
  • оба супруга могут разделить между собой родительский отпуск;
  • один из родителей, но не оба вместе могут использовать родительский отпуск;
  • не предполагается никаких особых условий для того, чтобы мужчина мог воспользоваться правом взять отпуск;

2) условия предоставления отцовского отпуска: этот отпуск является оплачиваемым, в каком размере, или неоплачиваемым. Модели семейной политики различаются не только в зависимости от степени возможного вмешательства государства в жизнь семьи; от модели семьи, которой адресована помощь государства; от набора и объема предоставляемых поддержек, но также и на основе того, насколько проводимые меры «дружественны» в отношении семьи вообще и отцовства в частности. Мы в своем анализе опираемся на типологию семейной политики, которая соответствует режимам государств всеобщего благосостояния Эспинг-Андерсена. Социально-демократическая модель характеризуется предоставлением государственных пособий всем семьям, высоким уровнем материальной помощи работающим родителям и усилиями, направленными на обеспечение гендерного равенства как в занятости, так и в родительстве.

Продолжение следует:

Отцовский отпуск как мера семейной политики

Источник

 

Раздел сайта

%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D1%80-300%D1%85400.gif