Начало темы: "Отцовство в свете семейной политики". Статья 1
Родительский отпуск
Впервые родительский отпуск как мера семейной политики был введен в 1974 году в Швеции, его продолжительность составляла шесть месяцев. В 1997 году Швеция стала второй страной после Норвегии (1995 г.), где мужчинам было предоставлено не подлежащее передаче другому члену семьи право на двухмесячный оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком. С 2007 года оба родители имеют право на совместный отпуск по уходу за ребенком продолжительностью 16 месяцев (480 дней), в который включена так называемая «квота матери» (60 дней) и «квота отца» (60 дней), т.е. определенное количество дней, предоставляемых каждому родителю, которые не могут быть переданы от одного родителя другому. Оставшиеся 360 дней формально разделены между родителями поровну, но реально могут распределяться между ними по их собственному желанию в любом удобном для семьи соотношении. Кроме этого, родительский отпуск может быть использован до достижения ребенком восьми лет, отпуск можно брать частями и совмещать с полной и частичной занятостью родителей.
Право на родительский отпуск имеют мужчины и женщины, у которых есть стаж работы не менее 240 дней до момента рождения ребенка. 13 из 16 месяцев, в которые входят квота для матери и квота для отца, оплачиваются в размере 80% от дохода того родителя, который берет отпуск. Оставшиеся три месяца оплачиваются по фиксированной ставке – 60 шведских крон в день. Таким образом, идеология гендерного равенства, лежащая в основе данной модели семейной политики, высокий уровень оплаты пособий по уходу за ребенком, институционально закрепленные гибкие возможности для использования родительского отпуска создают «дружественный» отцам социальный климат, и это приводит к тому, что подавляющее большинство мужчин активно участвуют в заботе и уходе за ребенком, пользуются предоставляемым им правом на отпуск.
Консервативная модель семейной политики
Консервативная модель семейной политики ориентирована на оказание помощи семьям на среднем уровне, учитывает характер занятости родителей и исходит из традиционного представления о гендерном разделении труда как в публичной, так и приватной сферах. В семейной политике Германии в середине 2000-х годов произошли важные изменения, причиной которых выступило существенное падение уровня рождаемости. Для достижения демографических целей были предприняты меры, направленных как на увеличение профессиональной занятости женщин с детьми, так и на сглаживание гендерной асимметрии в сфере родительства. В 2007 году были введены два месяца отпуска для отцов, общая продолжительность родительского отпуска по уходу за ребенком была сокращена до 14 месяцев. Родителям предоставили возможность брать отпуск по уходу за ребенком как одновременно, так и по очереди. Причем если правом на этот отпуск пользуется только один из них, то отпуск оплачивается в течение 12 месяцев после рождения ребенка; если оба родителя в удобном для них формате берут этот отпуск, он продлевается до 14 мес. Размер пособия для родителей по уходу за ребенком стал зависеть от уровня доходов и составил 65–67% от размера заработной платы родителя. Авторы реформы рассчитывали увеличить количество мужчин, воспользовавшихся правом на родительский отпуск с 5 до 27%. Однако на практике такого стремительного роста не произошло, в 2007 году 10.5% отцов получали пособие по уходу за ребенком. Более половины из них воспользовались этими поддержками в течение двух месяцев. При этом оказалось, что чем выше социально-экономическое положение мужчины, тем менее вероятно, что он будет использовать родительский отпуск. Это связано не только с экономическими мотивами, но и с гендерными установками самих мужчин, а также с позицией работодателей, которые не всегда положительно реагируют на такое решение работника. Таким образом, введение двухмесячного отцовского отпуска кардинально не изменило сложившееся разделение труда в сфере родительства. Забота о ребенке по-прежнему рассматривается как ответственность матери, традиционная модель отцовства поддерживается как самими мужчинами, так и рынком труда.
Либеральная модель
Либеральная модель семейной политики отличается низким уровнем помощи семьям, ориентирована преимущественно на наиболее нуждающиеся категории граждан и рассчитывает на рыночные механизмы, особенно там, где речь идет об уходе за детьми. В Великобритании с 2008 года отцы имеют право на две недели оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком. Размер пособия фиксированный и составляет 129 ф.ст. в неделю, что оценивается как невысокий уровень поддержки. Мужчины могут взять оплачиваемый отпуск в течение первых восьми недель после рождения ребенка, а также 13 дополнительных неоплачиваемых недель. По условиям оформления отпуска, мужчина должен быть биологическим отцом, иметь стаж работы у последнего работодателя как минимум 26 недель и быть готовым взять на себя ответственность за организацию заботы и ухода за ребенком.
Исследования, посвященные практикам использования родительского отпуска отцами, показывают, что в большинстве случаев мужчины берут только одну неделю оплачиваемого отпуска сразу после рождения ребенка. Это связано с тем, что они не всегда хорошо информированы о том, как будет оплачиваться вторая неделя: работодатели предпочитают выплачивать максимальную сумму именно в первую неделю, делая экономически невыгодным использование второй недели отпуска. Однако отцы, воспользовавшиеся данным правом, положительно оценивают изменения в семейной политике, считая, что даже такая минимальная поддержка позволяет им больше времени уделять заботе о ребенке. Наименее дружественная отцам политика, проводимая в рамках либеральной модели, накладывает существенные ограничения на формирование гендерного равенства в сфере родительства, ценности которого разделяют мужчины. Как и в других случаях, принципиальными являются позиции работодателя, которые отличаются по уровню выполнения действующего законодательства по этому вопросу.
Гендерное равенство идет не быстро
Таким образом, к факторам, которые определяют степень дружественности политики к мужчинам, относится идеология проводимой государством семейной политики, набор предоставляемых отцам поддержек и условия их получения, гендерные представления о нормативных ролях мужчин и женщин, готовность работодателя рассматривать работающих мужчин с учетом их семейных обязанностей. Несмотря на попытки стандартизировать законодательство европейских стран относительно условий предоставления родительских отпусков и проводимые кампании, направленные на продвижение положительного образа ответственного отца, число мужчин, которые воспользовались правом на родительский отпуск, остается недостаточно высоким. Лидерами среди стран, где отцы используют предоставляемую им возможность, по-прежнему остаются скандинавские страны с социал- демократической моделью семейной политики, ориентированной на формирование гендерного равенства не только в публичной сфере, но и в сфере родительства. Однако и для них характерна определенная гендерная асимметрия в выполнении родительских ролей. Она выражается в том, что большинство мужчин берут отпуск по уходу за ребенком, но продолжительность этого отпуска остается небольшой. Так, например, в Швеции в 2007 году 90% отцов использовали причитающуюся им квоту, однако 79% от оставшихся дней, которые формально разделены между родителями, использовали матери.
Тем не менее эти показатели на фоне других европейских стран выглядят очень прогрессивными. Например, во Франции в 1999 году только 1% отцов воспользовались данной возможностью, а к 2003 году мужчин-бенефициариев стало 2%. В Германии после введения в 2007 году новых мер семейной политики число мужчин, воспользовавшихся возможностью взять родительский отпуск, увеличилось до 10.5%, при этом больше половины из них ограничились использованием только двух месяцев от всего отпуска, и лишь около 1.9% от всех воспользовавшихся этим правом оформили родительский отпуск на 12 месяцев по сравнению с 78.1% матерей. По-прежнему существует разрыв между законодательными и дискурсивными предписаниями и паттернами отцовства: число мужчин, воспользовавшихся родительским отпуском, является незначительным; время, которое отцы готовы потратить на осуществление ухода за ребенком, в разы меньше того, что тратят матери. Какие факторы затрудняют реализацию «дружественной» отцам семейной политики? В качестве основных можно выделить позицию работодателя по данному вопросу, а также представление о гегемонной маскулиннности, характерное для того или иного общества. Работодатель и корпоративные поддержки, предоставляемые работнику на предприятии, играют роль посредника между законодательно закрепленными нормами и индивидуальными практиками отцовства. Отношение работодателя и коллег задают репертуар возможностей для реализации права на отцовский отпуск, оказывают существенное влияние на принятие мужчиной решения об оформлении этого отпуска и его продолжительности.
Источник: ОТЦОВСТВО И МОДЕЛИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ Ж.В. Чернова Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики, Санкт-Петербург
Продолжение здесь: Мужчина как работник с семейными обязанностями