Мужчина как работник с семейными обязанностями | АНО «Современная семья»

Мужчина как работник с семейными обязанностями

Продолжаем исследовать тему отцовства в связи с различными подходами семейных политик государств всеобщего благосостояния. В этой статье говорим о том, что сегодня мужчина рассматривается не с гендерно-нейтральным статусом гражданина и работника , а как работника с семейными обязанностями. При этом такие мужчины  могут переопределить свои взаимоотношения с государством и рынком, воспользовавшись предоставляемым правом на родительский отпуск, а также выдвигать требования работодателям о введении гибкого рабочего графика в связи с отцовством, о сокращении продолжительности рабочего дня и др.

Начало темы:

1.Отцовский отпуск

2.Отцовство в свете семейной политики

отцовский отпуск

Исследования корпоративных поддержек в Швеции показали, что в крупных государственных компаниях с большим числом женщин-сотрудниц мужчины чаще используют родительский отпуск, так как отношение работодателя (в данном случае государства) и коллег является более «дружественным» к таким отцам. Небольшие и частные компании, где существует четкое разделение труда и сфер ответственности между сотрудниками, менее ориентированы на то, чтобы использование отцовского отпуска стало распространенной практикой среди работников. Кроме этого, отцовство, а именно использование мужчинами отпуска по уходу за ребенком, имеет классовое измерение. Так, представители рабочего класса значительно реже, чем представители среднего класса (менеджеры среднего и высшего звена), берут отпуск после рождения ребенка, поскольку они редко получают поддержку и одобрение со стороны коллег. Таким образом, размер, форма собственности, гендерный состав сотрудников предприятия, а также классовая принадлежность мужчины выступают теми факторами, которые могут иметь как позитивный, так и сдерживающий эффект при реализации дружественной отцам семейной политики.

Мужчина как работник с семейными обязанностями

Гендерная идеология и гегемонная маскулинность, характерные для определенного общества, также оказывают влияние на семейную политику и на паттерны отцовства. Концепт гегемонной маскулинности, основанный на гендерном разделении труда и доминировании мужчин в публичной сфере, включает модель традиционного или «отсутствующего» отца. В модернизированном варианте гегемонной маскулинности отцовство перестает быть периферийной сферой реализации мужественности, становится одним из важных жизненных проектов, в которые мужчины готовы и хотят вкладывать не только деньги, но и свое время и эмоции. Сравнительное исследование причин, по которым мужчины в Швеции и во Франции используют родительский отпуск, показало, что одним из определяющих мотивов (наряду с позицией на рынке труда и уровнем дохода) при принятии положительного решения является нормативное представление о мужественности. Французы на уровне как гендерной идеологии, так и повседневных практик в большей степени ориентированы на «классический вариант» гегемонной маскулинности и поэтому реже используют право на родительский отпуск по сравнению со шведами. В Швеции, для которой характерна идеология гендерного равенства, на достижение которого ориентирована семейная политика, представление о гегемонной маскулинности не исключает ответственного отцовства, а, напротив, рассматривает его в качестве конституирующего элемента нормативной мужественности. Таким образом, гендерная идеология, представление о нормативных образах мужественности и женственности играют существенную роль не только при формировании семейной политики, но и при принятии решения об использовании родительского отпуска конкретным мужчиной. Итак, каким образом можно объяснить различия в политиках отцовства? Каждая модель семейной политики исходит из определенного представления о родительстве, создает институциональные рамки для формирования отцовства как института (fatherhood) и практик отцовства (fathering). Эти политики отцовства имеют контекстуальный характер, создавая различные конфигурации нормативных предписаний, репертуара возможностей для практической реализации законодательных норм и практик отцовства. Политика отцовства включает юридические параметры, определяющие статус отца; по каким основаниям он определяется (биологический или социальный отец); в чем заключаются его права и обязанности в отношении ребенка как в случае совместного, так и раздельного проживания. Идеологический дискурс формирует нормативную модель отцовства (традиционное или современное, ответственное отцовство), на достижение которой направлены меры семейной политики. Плюрализация форм родительства, рефлексивность по поводу качества партнерских и детско-родительских отношений, смещение акцента с экономических обязательств отца в отношении ребенка на осуществление заботы о нем – эти и другие изменения в сфере семьи создают условия, при которых мужчины могут переопределять свои отношения с государством и рынком, воспользовавшись предоставляемым правом на родительский отпуск, а также выдвигать требования работодателям о введении гибкого рабочего графика в связи с отцовством, о сокращении продолжительности рабочего дня и др.

Иными словами, мужчинам предоставляются институциональные и дискурсивные возможности для того, чтобы заменить гендерно-нейтральный статус гражданина и работника позицией работника с семейными обязанностями. В том случае когда это совпадает с идеологией семейной политики, ориентированной на гендерное равенство как в сфере занятости, так и в сфере семьи и родительства (социал-демократическая модель), государство является наиболее «дружественным» к мужчинам, предоставляя им возможности и оказывая поддержку для выстраивания нового, ответственного отцовства. В других странах, где традиционная семья с сильным мужчиной- кормильцем поддерживается семейной политикой, мужчины как отцы будут иметь меньше возможностей для проблематизации своего родительского статуса.

В это время в России

В российском семейном законодательстве мужчины могут брать отпуск по уходу за ребенком. Это норма введена в 2007 году. Однако несмотря на такую возможность, на практике  это случается довольно редко. По данным портала SuperJob, к концу 2015 года мужчины уходили в отпуск по уходу за ребенком лишь в 2% семей. Тем не менее с каждым годом, общественное отношение (по крайней мере отношение!) к таким папам становится все более благоприятным. Но вряд ли это можно сказать о работодателях. Россия   - страна маскулинной культуры, и в ближайшие годы ситуация с улучшением гендерного равенства в сфере занятости и родительства не ожидается.

Первоисточник

гендерное равенство

Раздел сайта

%D0%93%D0%B8%D1%84%D0%BA%D0%B0_2.gif