Государственные механизмы, правовые, политические и идеологические, работают на то, чтобы использовать социально организованные различия между полами в свою пользу. И продвигают определенные идеологии о том, какие роли у мужчин, какие роли у женщин должны быть. Государство действует нормативно и давит морально, прописывает законодательно, конструируя мужественность и женственность на свой лад. Жесткие представления о мужественности и женственности, о мужских и женских ролях ограничивают возможности выбора и степень человеческой свободы. Государственное давление с одной стороны и народные верования в правильную мужественность и в правильную женственность действуют совокупно как барьеры для гендерного равенства.
Проблема гендерного дисбаланса
В нашем гендерном порядке очевидна длинная история общественного участия женщины в сфере оплачиваемого труда. У нас профессиональные женщины. И в этом смысле мы в принципе по индексу гендерного равенства довольно высоко, по тому, как женщины работают, Россия очень близка к Европе. В России довольно длительная традиция, укорененные практики, воспроизводящиеся многие поколения, совмещения оплачиваемого труда с семейными заботами. Женщина у нас в этом смысле стратегически очень активный субъект, она знает, как совмещать домашние роли и роли работающего человека. У нас нехватка социальной поддержки вот этого баланса ролей. И поддержки со стороны государства. Хотя последние годы государство делает усилия для того, чтобы поддержать совмещение ролей женщиной. Но у нас явный гендерный дисбаланс в том, что мужчина недостаточно эмансипирован и недостаточно включен в домашние заботы. И это сильно отличает нас от стран Западной Европы, где гендерное равенство в домашней сфере в гораздо большей степени нашло свое практическое выражение. Мужчина берет отпуск по уходу за ребенком, никто не считает это каким-то особым подвигом или странностью.
Если говорить в категории гендерного равенства, российское общество чувствительно к тому, что у нас проблемы с мужским гендером в большей степени, чем женским. Потому что для того, чтобы обеспечить гендерное равенство, надо, чтобы и мужчины могли пересекать границу ролей, которые им предписаны.
Второе существенное различие с Западной Европой — это наша гетеросексуальная матрица: если там работает политика инклюзивности (включенности) по отношению к людям с однополой сексуальной ориентацией, то Россия в этом отношении занимает консервативную позицию, полагая, что такого рода открытость является неприемлемой. И этот консерватизм является открыто декларируемой позицией российского законодательства, российской идеологии и средств массовой информации.
Патриархальная сделка
В любом обществе, в любой стране, в России особенно, мужчина продолжает сохранять за собой достаточное количество привилегий, занимать доминирующую позицию. Всегда ли женщин это не устраивает? Нет, далеко не всегда. Достаточно часто женщины готовы принимать свое подчиненное положение в обмен на то, что их будут защищать, в обмен на то, что им будут предоставлять определенные ресурсы. Эта система отношений в гендерных исследованиях называется «патриархальная сделка». Но вот на протяжении XX века условия патриархальной сделки стали все более и более пересматриваться. Женщины получали равные юридические права на протяжении XX века. Они получили доступ к образованию, право распоряжаться своим имуществом. Получили право на сексуальную инициативу, что сразу вызвало огромные изменения в гендерных отношениях. Самое серьезное из этих вызовов было возможность получать независимый от мужчины доход в результате своей работы.
Новые вызовы для мужчин
Общественное развитие идет в сторону гендерного равенства: женщины получают все больше и больше прав, их независимый доход растет. С одной стороны, мужчинам стало в какой-то степени легче: благосостояние семьи стало меньше зависеть от одного кормильца и работника. С другой стороны, перед мужчиной возникли новые серьезные вызовы, потому что общаться с человеком, который обладает определенной независимостью, пусть даже неполной независимостью, гораздо сложнее, чем с тем, который от тебя полностью зависит. Здесь уже совсем новые правила коммуникации.
Но самые главные изменения стали происходить в области частной жизни. В современном обществе возник очень большой спрос на близкие отношения, на эмоции, на интимность. И вот это вещи, которым совсем не учили мужчин. Их учили другому: учили добиваться успеха, бороться, быть агрессивными и так далее. А в семье от них ожидается совершенно иное. Это порождает новую систему двойных требований по отношению к мужчине. Ведь современный мужчина, который связан с современной независимой женщиной, должен быть по-прежнему защитником и кормильцем. Но — еще и заботливым мужем. Еще он должен быть хорошим отцом, проводить много времени с детьми. Это сразу порождает достаточно сильные противоречия с его служебными обязанностями. Потому что или ты делаешь карьеру, или ты проводишь много времени с детьми. Это очень трудно совместить. Еще он должен быть хорошим любовником, еще он должен хорошо выглядеть, хорошо одеваться. То есть очень большой набор требований, которые трудно совместить между собой. Что вызывает новые и новые стрессы.
Каков смысл
Итак, можно сказать, что это просто современный процесс, требование времени - рост гендерного равенства: так общество приспосабливается к поствоенным временам, к росту производительности, к дальнейшей демократизации, к требованиям общества потребления и т.д. Так социальные процессы балансируют себя во времени.
В России при высокой эмансипации женщин и отсутствии “войны” для мужчин, эмансипация последних - жизненно и социально необходимый процесс. Для чего?
1 - для сохранения мужских жизней и увеличения лет их жизни;
2 - для нового приложения мужских сил для дел на связанных с войной или конкуренцией, например, для большего участия в жизни семьи и воспитания детей;
3 - для гармонизации жизни отдельного человека, семьи, всего общества.
Цель - сбалансирование мужских и женских ролей для того, чтобы жизни людей могли проживаться более качественно, свободно, гармонично.
Использован источник