Женское правление и феминизм | АНО «Современная семья»

Женское правление и феминизм

 

Данная статья - структурированная версия выступления (политолога) Белковского Станислава Александровича на радиостанции “Эхо Москвы” в передаче Русская провокация от 28 апреля 2018.  Публикация, конечно, вышла не вчера, но вспомнить о нем заставило сообщение о смерти  одной из основательниц движения Femen Оксаны Шачко. При всех противоречиях теории и практики движения Femen, можно утверждать, что это было (и есть сейчас) реальное  женское политико-правозащитное движение. Таким образом, мы будем осязать, обонять и читать политолога Белковского на “Современной семье” с связи с трагической гибели украинской феминистки.

русская провокация

Станислав Белковский читает в этот раз газету «Известия» за 25 апреля 1918 года, посвященную избирательным правам женщин. Цитата:

«Война, втянув сотни тысяч женщин на новые функции в хозяйственной жизни современных государств, остро поставила вопрос об их политическом уравнении. Англия уже сделала практические шаги по распределению избирательного права на женщин. Теперь эта же проблема поставлена на очередь дня в Италии. Итальянский министр юстиции Сакки внес в палату проект закона об уравнении женщины с мужчиной во всех гражданских правах и о даровании ей всеобщего избирательного права. Эти демократические завоевания приходят однако с таким запозданием, что уже не в силах удовлетворить запрос. Все угнетенные классы и группы населения предъявят к буржуазному строю гораздо более строгие требования, чем те, какие он сам спешит полудобровольно удовлетворить».

Что ж, надо сказать, Советская Россия в лице своего практически официального печатного органа «Известий» имела моральное право рассуждать на эту тему скорее, чем на тему демократии и социальной справедливости, потому что действительно Россия стала одной из первых стран в мире вообще, которая предоставила женщинам избирательные права.

де Гуж

Последовательные битвы за права женщин

Борьба же за права женщин и предоставление им избирательных прав велась в организованном системном режиме в мире примерно с 18-го века.

Вопрос о правах женщин обостряется, например, в Швеции во время так называемой «эры свобод». Как это нередко бывает в судьбах амбициозных стран, «эра свобод» продолжительностью около 50 лет наступила в Швеции после тяжелого поражения в Северной войне, поражения в первую очередь от нашего императора Петра I. Она началась со смертью Карла XII в 1718 году и продолжалась до 70-х годов, когда была сметена очередным государственным переворотом.

Вот в эту «эру свободы» часть женщин Швеции, в первую очередь матери семейств и налогоплательщицы получили активные избирательные права. Для тех времен это было огромный прорыв. И надо сказать, что чем хуже у Швеции шли дела на военном фронте, тем больше Швеция интересовалась устроением демократии и свобод в собственных стенах..

Вопрос женского равноправия обостряется в период Великой французской революции, в конце XVIII века, когда возникает знаменитый салон Софии де Кондорсe, где обсуждается эта тематика. И на авансцену выходит известная общественная деятельница Олимпия де Гуж. Взялся за де Гуж, не говори, что не дюж, — как гласит французская пословица Великой французской же революции. В 1791 году Олимпия де Гуж пишет и издает очень резонансный по тем временам документ: «Проект декларации прав женщины и гражданки», аналог «Прав человека и гражданина», провозглашенный несколько ранее. Но тогда борьба Олимпии де Гуж за права женщин была недолгой. Она оказалась в оппозиции к якобинцам и пала жертвой якобинского террора как якобы пособница роялистов и симпатизантка обезглавленной королевы Марии-Антуанетты в 1793 году.

Но официальным началом борьбы за права женщин и возникновения феминизма как широкого не только социального, но и интеллектуального движения считается 1848 год. Начинается все, как это нередко бывает, в США, с конгресса женщин, борющихся за свои права в маленьком городе Сенека Фоллс, то есть Водопады Сенеки, на севере штата Нью-Йорк. Там был сформирован и вскоре опубликован первый программный документ феминистского движения, точнее того, что называется первой волной феминизма. Этот документ назывался «Сентиментальная декларация». И уже там, собственно, и стоял вопрос, является ли женщина от рождения равной в правах с мужчиной независимо от своего пола. Под этим знаменем феминизм существует, собственно, и до наших дней, преодолевая самые разные изменения и трансформации как содержательные, так и организационные.

Причем в середине XIX века выясняется, что теоретиками и практиками феминизма могут быть не только женщины, но и весьма известные мужчины.

В частности, феминистом или как настаивают так называемые радикальные феминистки, что надо говорить профеминистом, ибо мужчина с точки зрения радикального феминизма феминистом называться не должен, был великий британский философ Джон Стюарт Милль. В 1865 году он стал депутатом британского парламента от лейбористов, где, собственно, одним из важнейших его занятий стала борьба за права женщина. А в 1869 году опубликовал свой программный труд «Подчиненность женщины», который стал если не библией, то, во всяком случае, важным манифестом первой волны феминизма тех времен.

Феминистом Джон Стюарт Милль, как считается, стал не случайно, а под влиянием своей жены, с которой он прожил всего 7 лет: с 1851 по 1859 годы. Миссис Гарриет. Так же принято считать, что миссис Гарриет стала прототипом известной мисс Гарриет у Ги де Мопассана, хотя эта теория и полностью не подтверждена. И миссис Гарриет была во много образцом интеллектуальным и моральным для Джона Стюарта Милля, что и толкнуло его на не столь свойственную британским мужчинам того времени феминистическую стезю.

В повестке дня феминизма тех времен появляются и вопросы о собственности как одни из ключевых, потому что фактически замужние женщины были тогда лишены собственности. Они не могли претендовать на наследство мужей, на раздел имущества в случае очень сложного развода, и в общем, в известной степени служили приложением к собственному супругу. Кстати, в сегодняшней Саудовской Аравии 92% женщин не имеет собственности, несмотря на то, что они получили-таки избирательные права, хотя и частично, в 2015 году.

Своей кульминации первая волна феминизма достигает в англосаксонском мире в начале XX века. Здесь надо особо отметить фигуру и роль дамы по имени Эммелин Панкхерст, которая основала движение суфражисток, первую структуру, которая последовательно воплощала борьбу за политические и неполитические права женщин, в том числе, права в сфере собственности, о чем мы уже говорили, что было весьма актуально для тех и некоторых последующих времен.

В 1903 году Эммелин Панкхерст основала первую организацию суфражисток. Слово «суфражистка» происходит от английского suffrage, что означает избирательное право, и провозгласила своей целью борьбу методами прямого действия, а не просто на парламентских выборах и методом влияния на депутатов, большинством из которых в то время в Великобритании были сексистски настроенные мужчины.

У этой борьбы методами прямого действия было немало жертв, например британский премьер с 1916 по 1922 годы Дэвид Ллойд Джордж, чей дом суфражистки сожгли даже, несмотря на то, что он, в общем, был лоялен и толерантен феминистическим взглядам.

суфражистки

Теоретики феминизма

Собственно, именно в этот момент борьба за права женщин приобретает ярко выраженное и организационно структурное измерение. Подобно тому, как появлялись профессиональные революционеры, появляются и профессиональные борцы за права женщин уже не свободное от домашних тяжелых обязанностей время, а фактически всю жизнь свою посвящающие любимому делу.

Первая волна феминистского движения не обошла и нашу Россию. Хотя, как это часто в России бывает, главными борцами за права женщин в то время стали мужчины, в частности великий русский врач и исследователь Николай Иванович Пирогов,

В 1858 году, то есть еще задолго до выхода на политическую сцену Эммелин Панкхерст, крупнейшей героини первой волны феминизма, Николай Иванович Пирогов публикует статью «Вопросы жизни», в которой, собственно, и ставится вопрос о правах и методологии воспитания женщин. Статья вполне феминистская по тем временам. К Пирогову примыкает известный радикальный литературный критик и публицист Дмитрий Писарев, который считается автором крылатой фразы тех времен «Женщины ни в чем не виноваты». Писарев говорил следующее: «Мужчина гнетет женщину и клевещет на нее, постоянно обвиняет ее в умственной неразвитости, в отсутствии тех или других высоких добродетелях, в наклонностях к тем или иным преступным слабостям».

Ну, конечно, подлинные современные практические очертания феминистское или феминистическое движение (здесь могут быть разные толкования в зависимости от филологической школы) приобретает во второй половине XX века, когда оно становится не просто явлением политики и борьбы за те или иные права, а когда формируется собственная идеологическая, концептуальная база феминизма.

симона де бувуар

И здесь, конечно, огромную роль сыграла Симона де Бовуар, известный французский литератор, супруга Жана-Поля Сартра. В 1949 году увидела свет ее программная и культовая статься «Второй пол», где впервые формулируется важнейшее смысловое основание феминизма тех и последующих дней. Пол не является биологически заданным. Женщинами не рождаются, женщинами становятся. Пол – это социальный конструкт. Собственно, на этой базе, на трудах Симоны де Бовуар и был построен идеологический феминизм с тех пор, который принимал самые разные формы, но то, что пол — это не биологическая предзаданность объединяет всех последователей феминизма, мужчин и женщин.

Надо еще отметить американскую публицистку Бетти Фриден, которая в 1963 году опубликовала книгу «Иллюзия женственности», в которой развенчивалась сама концепция жертвенности, как фактически теория, обрекающая женщину на выполнение очень узкого, ограниченного круга социальных функций и отстраняющая женщину от ряда якобы исключительно мужских занятий от политики до семьи. Женщины – это семья, женщины – это дети, женщины – это домашний очаг. И навязывание стереотипа о женственности, как об особом достоинстве женского пола фактически, по Бетти Фриден, есть форма угнетения и дискриминации людей, рожденных женщинами, если опять же следовать идеям в фарватере Симоны де Бовуар, ее единомышленников.

Но никто не пришел идеологически на помощь феминизму так круто, обширно и объемно, как выдающийся французский мыслитель второй половины XX века Мишель Фуко. Он не занимался впрямую проблемами прав женщин, безусловно, но как всякое культовая фигура гей-сообщества тяготел к этой тематике прямо и косвенно.

Во-первых, Мишель Фуко впервые обозначил проблему власти как явления очень многогранного и совершенно необязательно ассоциируемого с политикой и государством. Мы привыкли считать, что власть какая бывает? Законодательная, судебная, исполнительная, ну, в крайнем случае, четвертая власть в виде СМИ. Но на всем протяжении истории человечества философы обращали внимание на то, что власть – это система отношений между людьми. Подчинение мужа жене или жене мужу – это тоже форма власти. Кроме того власть концентрируется в профессиональных корпорациях. Например, нередко властолюбивые люди с ярко выраженным инстинктом власти становятся учителями или врачами. Задумайтесь над этим. Казалось бы, учитель и врач формально не власть, но на самом деле власть учителя и врача над, соответственно, учеником или пациентом зачастую бывает гораздо более тотальной, чем власть даже самого страшного диктатора над его подданными. Ведь те знания, которые мы приобретаем, становятся легитимными благодаря учителю. Когда мы приходим в класс в юном возрасте и узнаем, например, что сумма углов треугольника равно 180 градусов или полная энергия тела равно его массе, умноженной на квадрат скорости света, мы никогда это не проверяем, мы не можем это проверить. Это невозможно проверить в принципе, тем более, нашими скромными силами. Мы так считаем, и мы это узнаем, познаем и считаем само собой разумеющимся, потому что нам так сказал учитель, который для нас – власть.

Точно также отношения между мужчиной и женщиной в социуме определяются системой образования и воспитания в большей степени, чем законы. И вот здесь в обоснование этого тезиса Мишель Фуко внес неоценимый вклад. Неслучайно на трудах Мишеля Фуко базируется так называемая квир-философия. Queer по-английски – это «странный, «чудной». И именно таким странным, чудным, а значит и отчужденным от общественного мейнстрима ощущал себя сам философ, как я уже сказал, известнейший открытый гей своего времени. А Франция 60-х, 70-х годов, когда Фуко был наиболее плодотворен, была довольно гомофобной страной, неслучайно философу приходилось много путешествовать и работать за пределами Франции от Бразилии до Туниса. И когда он участвовал в разных политических выступлениях в основном на стороне левых сил и организаций некоммунистического толка, то он нередко был побиваем полицией только потому что он гей. Поэтому с определенного момента Мишель Фуко взял за обыкновение участвовать в таких акциях только с писателем с Жаном-Полем Сартром, мужем Симоны Де Бовуар, потому что бить Жана-Поля Сартра было официально запрещено, а вместе с ним не били и Мишеля Фуко.

И вот квир-философия, которая есть фундамент сегодняшний идеологии феминизма, утверждает в общем виде следующее – что пол и гендер не одно и то же. Биологический пол не определяет ни гендер, то есть самоощущение принадлежности человека к мужчинам, женщинам или кому-то еще, может быть, некому третьем, четвертому гендеру, ни сексуальности. Опять же пол в развитие стартовых идей Симоны де Бовуар есть явление социальное, а не биологическое. Поэтому никаких предпочтений по половому признаку, никаких разделений по функциям, по социальной роли в обществе между представителями разных полов быть не может.

права женщин в 1917 году

Последовательный общемировой процесс

Самой первой страной была Новая Зеландия (1893 г.) когда женщины получили только активное избирательное право, то есть право избирать, а право быть избранным в органы власти им досталось только в 20-е годы XX века. На втором месте оказалась Австралия – 1902 год. Тогда, как видите, чем дальше англосаксонские страны были от Европы, тем быстрее они усваивали и вводили новшества. Время консервативной Британской империи тогда не было столь благотворно, как многим это представляется. Собственно, неслучайно поэтому представления о правах человека сформировались на институциональном уровне в первую очередь в США, хотя на концептуальном уровне, конечно, в Великобритании, материнском по отношению к США государстве.

А в России женщины приобрели пассивное избирательное право в 1906 году. Это случилось не во всей России, только в небольшом ее уголке, Великом княжестве Финляндском. Финляндия выторговала себе эти права, равно, как и право избирать собственный сейм (парламент) в ходе Русской революции 1905-6 годов. То есть уже не только пассивное, но активные избирательные права была даны женщинам в Финляндии, и уже 19 женщин были избраны в парламент Финляндии в 1907 году на первых выборах этого органа. Вообще первые изменения в юридическом и фактическом статусе женщин случились в России с связи с реформаторской деятельностью Петра I.

Поэтому Финляндия получила избирательные права для женщина, будучи частью Российской империи, совершенно официально в 1906 году, а вся Россия только 1917-м и то, благодаря крушению империи и низложению династии Романовых. Причем изначально ни Временное правительство, ни Петроградский Совет, который тогда был ключевым политическим органом параллельным Временному правительству во главе с князем Львовым (Совет же возглавлял меньшевик Николай Чхеидзе, как мы знаем, в то время), не испытывали избыточного энтузиазма по поводу решения вопроса об избирательных правах для женщин. Избыточный энтузиазм испытывали сами женщины, которые провели в Петрограде 18 марта 1917 года манифестацию, в которой приняли участие 40 тысяч человек. Среди них были и мужчины, но преимущественно женщины.

Эта манифестация оказалась настолько убедительной, что уже в апреле 1917 года Временное правительство приняло постановление, согласно которому в выборах всех уровней в России могут участвовать люди независимо от пола, а также возраста, имущественного положения и так далее старше 20 лет. А в июне 1917 года тоже Временное правительство уже во главе с Александром Федоровичем Керенским одобрило порядок и правила выборов в Учредительное собрание, в соответствии с которым тоже все абсолютно граждане России, за исключением пораженных в правах на основании судебных решений и душевно больных, имели право участвовать.

Российская Республика стала третьей страной, где женщины получили избирательные права. В Германии, например, избирательные права у женщин появились 10 ноября 1918 года в результате революции, свергнувшей династию Гогенцоллернов. В Великобритании — в 1920 году. И надо сказать, что, вообще, Советская Россия ленинских и первых постленинских времен была одной из самых либеральных стран мира в части законодательства о разводах и абортах. Такой свободы в области семейного права не было почти нигде в мире. Потом, конечно, по мере углубления в сталинскую эпоху, эти свободы были в значительной степени свернуты, а аборты запрещены.

советский феминизм

Советская статистика, кстати, показала, что хотя уровень формального равенства между мужчинами и женщинами в СССР был достаточно высок, женщина тратила, собственно, на домашние обязанности, которые не занимались мужчины, 23 года своей жизни. Поэтому когда говорят, что продолжительность женщин в нашей стране несколько выше мужской, эти 23 года не надо сбрасывать со счетов. Кроме того как в Советском Союзе, так и в России сформировалась система, которая называется патриархат.

Даже исламский Азербайджан предоставил избирательные права женщина в 1918 году, то есть он был 4-й страной мира прежде Германии, кто решил этот вопрос. Правда, тогда это была Демократическая республика Азербайджан без внятных признаков исламизации, но в исламском мире эта страна держит лидерство, и не случайно роль женщины в управлении и сегодняшним Азербайджаном достаточно велика. Супруга президента Ильхама Алиева Мехрибан Алиева является вице-президентом Азербайджана и рассматривается многими наблюдателями как следующий глава государства после Ильхама Алиева.

В Германии, кстати, женщины были лишены избирательных прав с приходом к власти нацистов в 1933 году и официально были восстановлены в этих правах даже не сразу после окончания Второй мировой войны, а в 1948 году в западной части будущей ФРГ и в 1949 году в восточной части в момент создания ГДР. В Швейцарии женщины получили избирательные права только в 1971 году. В кантоне Аппенцель – только в 1991 году. Лишь в конце 70-х годов избирательное право женщинам было предоставлено в княжестве Лихтенштейн. В Испании этот вопрос был решен в 1976 году, после ухода от власти в результате естественной смерти диктатора Франсиско Франко и передачи временной полноты власти королю Хуану Карлосу I, который уверенно повел страну в направлении парламентской демократии. Некоторые исламские монархии, особенно страны Персидского залива, начали положительно рассматривать вопрос об избирательных правах для женщин только в XXI веке. В частности, Кувейт — в 2005 году. Саудовская Аравия в 2011 году приняла решение о том, что частично избирательные права будут предоставлены женщинам в 2015, что и случилось, хотя о полной возможности женщин избирать и быть избранными в этом королевстве речи пока не идет.

богиня намму

Политологическое мнение Белковского Станислава Александровича

Я считаю, что биологические и прочие различия между женщиной и мужчиной есть. Но они сводятся к тому, что именно женщинам должна принадлежать власть. Мужчина оптимально проявляет себя в одной из четырех ипостасей: художник, ученый, воин, святой. Власть, управление – это женское дело. И я склонен доверять авторам теории, историкам и мыслителям, которые считают, что все-таки изначальной формой правления в достаточно развитом человеческом обществе уже в позднем палеолите или раннем неолите с 13-го по 8-е тысячелетия до нашей эры был матриархат, поскольку именно женщине принадлежала, как принадлежит и сегодня и всегда, эксклюзивная функция деторождения, женщина ассоциировалась с землей, с плодородием, с дарованием и продолжением жизни, и вся социальная организация концентрировалась вокруг женщины матриарха.

Женщины изобрели земледелие, как известно. А когда это земледелие стало механизироваться, то есть когда в преддверии железного века появился плуг, тогда особое значение начала приобретать физическая сила, и этот примат физической силы и стал основой грядущего патриархата.

Но сегодня мы снова вошли в эпоху, когда физическая сила не имеет такого большого значения, поскольку в эру технологической революции, особенно на заре эры Водолея, эры синкретической, которая стирает все и всяческие различия, которая делает последствия естественной разности между людьми не столь существенными в практическом смысле, снова женщина как оптимальный управленец, как оптимальный менеджер, как оптимальный властитель выходит на передний план. Потому что женщины компромиссны, у женщины нет бессознательного конструкта конкуренции, который присущ мужчинам.

И, собственно, на протяжении предыдущих эпох женщины нередко управляли странами и миром через мужчин, фактически создавая мотивы для мужчин принимать те или иные важные решения. Вот я придерживаюсь теории, согласно которой Наполеон Бонапарт по разным причинам принял решение об Отечественной войне и о походе на Россию в 1812 году, но как нас учат наши наставники, среди многих важных причин всегда найдется одна главная причина – было желание сделать своего сына Александра Валевского, его незаконного сына от княгини Валевской, королем Польши, что было невозможно без разгрома императора Александра I. Именно ради княгини Валевской Наполеон Бонапарт отправился в поход на Россию, который закончился для него катастрофой. Хотя лучшие умы Европы того времени и жесткие критики, оппоненты Наполеона, в частности Меттерних и Талейран считал, что война станет для Наполеона увеселительной прогулкой, и император Александр I капитулирует уже к осени, но так не случилось в силу разных причин, обсуждение которых выходит за рамки предмета этой «Русской провокации».

Собственно, из эпохи матриархата к нам пришли идеи богини-матери. Например, ключевой богини пантеона Шумерской цивилизации, самой древней не земле Богини Намму, которая по преданию, во-первых, создала мировой океан, ту самую воду, над которой, согласно первой главе книги Бытия, летал Божий дух до сотворения мира, когда еще не было времени. И Богиня же Намму выдвинула идею создать человека, чтобы человек обслуживал богов. И сколько бы ни бунтовал человек против богов и единого бога, если он проанализирует собственную жизнь в ее начале, середине или конце, он поймет, что он обслуживал собственного бога кем, чем бы, каким бы этот бог ни был в восприятии самого человека.

Поэтому сегодня мы видим, как женщины закрепляются на актуальных политических позициях в самых разных странах. Да, Хиллари Клинтон не стала президентом США. Но Ангела Меркель остается самым долгоиграющим правителем в континентальной Европе. Тереза Мэй – премьер-министр Великобритании. И я думаю, что само смягчение общественных нравов, сам переход от нашего многовекового тоталитаризма и милитаризма к цивилизованным формам европейской и парламентской формой тоже сопряжен с передачей власти в женские руки.

Видео
Женское правление и феминизм
Раздел сайта
Другие материалы по теме

%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D1%80-300%D1%85400.gif