Очень краткая история
24 марта 2018 состоялась очередная, уже XIX по счету, областная Семейная олимпиада по праву “Диалог культур в многонациональной России”. Это означает, что в 2019 г. нас ожидает юбилейная XX-я Олимпиада. Настало время подвести некоторые итоги и определить будущие «олимпийские» перспективы. Попытаюсь обозреть ретроспективы и понять, какое будущее ждет семейные правовые олимпиады в Псковской области.
Первая Олимпиада по праву прошла в далеком 2000 году. Связано это было, в первую очередь, с открывшимися возможностями определить и внедрить в практику образовательные аспекты становления гражданского общества в новой России. В это непростое для России время необходимо было найти новые формы общения со школьниками, способствующие воспитанию правового мышления, повышению интереса к Конституции и законам РФ, ценностям гражданского общества и правового государства, к истории России. Была поставлена долговременная задача способствовать формированию личного интереса молодых людей к знанию своих прав и умению их защищать.
С инициативой проведения Семейных выступил Центр гражданского образования (ЦГО) Псковского областного института повышения квалификации работников образования (руководитель М.Е. Жихаревич, координатор образовательных программ Т.Б. Пасман). По мнению Михаила Ефимовича, Семейная олимпиада – одна из наиболее интересных и перспективных форм гражданского образования. Первая Олимпиада получила название «Права человека: твои и мои». И с 2000 - х годов Семейные олимпиады стали ежегодными, найдя свое место в системе гражданского образования. ЦГО ежегодно определяет конкретную тему Олимпиады, разрабатывает положение, задания, проводит консультации для тренеров и участников.
Организаторы Семейной олимпиады исходили из следующих позитивных предпосылок, приступая к этому многолетнему труду:
- в России возможно построение гражданского общества;
- непременным условием его построения является взаимная адаптация ценностей демократии и национальной культуры;
- его важнейшей целью и одновременно результатом его деятельности является уважение и соблюдение прав человека;
- права человека начинаются не в парламентах и правительствах, а дома и в школе, потому что основа всех прав - уважение достоинства любого человека: маленького или большого, взрослого или еще не совсем.
Перечислим темы Семейных олимпиад:
2000 - 2002: Права человека: твои и мои
2003 - 2004: Народное самоуправление в Псковском крае: традиции и современность
2005: Права ребенка в современной России"
2006 и 2009: Международное гуманитарное право и права человека
2007: Права человека и межэтнические конфликты в России
2008: Выборы в современной России и права человека
2010: Противодействие коррупции и права человека
2011: Избирательное право и права человека в России
2012: Права человека в России: история и современность (к 1150-летию российской государственности)
2013: Права и свободы человека и гражданина: конституционные гарантии и их реализация в современной России (к 65-летию принятия Всеобщей декларации прав человека и 20-летию Конституции РФ)
2014: Конституция РФ о многонациональном народе Российской Федерации: реализация прав и свобод человека и гражданина в современной России, противодействие ксенофобии и экстремизму (к 20-летию Конституции РФ)
2015: Средства массовой информации и права человека в современной России.
2017 г: Противодействие ксенофобии и экстремизму в современной России
2018 г: «Диалог культур в многонациональной России».
Почему Олимпиада семейная?
Организаторы исходили из того, что ключом к успеху является взаимопонимание и взаимодействие поколений. Была поставлена задача, более сложная, чем для традиционной олимпиады, - объединить детей и родителей в одну команду. По замыслу организаторов такое сочетание должно дать более сильные стимулы для овладения правовыми знаниями через создание общего “поля”, в котором объединяются разные поколенческие взгляды на гражданское общество, преодолеваются ценностные конфликты поколений.
Семейная олимпиада вносит свой вклад в реализацию основной цели гражданского образования - формирование гражданина, обладающего демократическими потребностями, желающего и способного жить в своей стране, своем городе и деревне по законам правового государства и нормам гражданского общества, сохраняя и преумножая историко-культурные традиции народов многонациональной России. Таким образом, вовлечение в гражданское образование всех участников образовательного процесса – школьников, педагогов, родителей – важное условие повышения эффективности правовых олимпиад.
Цели, задачи, практика
Целью Семейной олимпиады является объединение усилий всех участников образовательного процесса в распространении гражданско-правовых знаний, демократизации и гуманизации взаимоотношений семьи и школы.
Задачи Олимпиады:
-
- распространение и углубление знаний о правах человека, их восприятие как ценности;
- формирование высокой политической и правовой культуры, навыков и умений активно и ответственно реализовывать гражданские права и обязанности в демократическом обществе;
- развитие критического мышления школьников;
- содействие диалогу между всеми участниками Олимпиады – взрослыми и детьми;
- стимулирование взаимодействия и диалога общественных и государственных структур по проблемам прав человека и их реализации, воспитания межэтнической толерантности и противодействия ксенофобии и экстремизму на почве национальной нетерпимости.
Достаточно полно ход Семейных олимпиад отражен в лендинге, посвященном олимпиаде 2017 года: https://nko-family.ru/landings/olimpiada_po_pravu-2017/. Надо отметить, что именно в 2017 г. еще одним организатором правовых семейных олимпиад стала АНО “Современная семья” (при поддержке из областного бюджета СО НКО на реализацию проектов, направленных на развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации). Участие нашей некоммерческой организации позволило улучшить материальное и информационное сопровождение мероприятий. В 2018 г. была проведена дистанционная интернет-Олимпиада (https://olimpiadapskov.ru/). Выполняя ее тестовые задания, каждый желающий мог ответить на вопросы шести представленных тем, определить уровень своих знаний и лучше подготовиться, таким образом, к очной Семейной олимпиаде.
Ожидания организаторов фокусируются в критериях оценки, о которых заранее известно участникам Олимпиады:
- Умение определить и вычленить проблему, раскрыть основную идею, делать выводы и заключения
- Умение критически мыслить, обосновывать свою позицию нормами права, логично и кратко излагать свои суждения.
- Умение дать точный ответ на вопросы команды-партнера.
- Умение работать в команде; быть корректными в отношении других участников Олимпиады.
- Соблюдение регламента.
ЦГО предлагает участникам разнообразные источники для подготовки, среди которых хотелось бы особо отметить учебно-методические пособия, созданные в ПОИПКРО “Противодействие ксенофобии”/под ред. М.Е. Жихаревича (М., 2011) и “Противодействие коррупции”/Отв. Ред. М.Е. Жихаревич и Т.Б. Пасман, 2-е изд. (М., 2013).
В целом Семейные олимпиады проходят успешно. Проблемной зоной пока остается популяризация олимпиад среди учащихся и родителей в районах области, проведение районных туров и отбор команд для участия в финальном турнире.
Об Олимпиаде - 2019
В связи с тем, что в июне 2019 годе наш город будет принимать у себя 39-й Ганзейский фестиваль, мы считаем важным обратиться к ганзейской теме. Олимпиаду-2019 предлагается назвать – «Народоправство в России и в Европе: традиции и современность. К Ганзейским дням в Пскове». Спецификой наших дней, заслуживающей особого внимания, является многонациональный характер современной России, расширяющий спектр традиций народоправства. Есть возможность отразить в тематике дебатов, эссе и домашних заданий олимпиады проблемы сравнения правовых культур современной многонациональной Европы и России с ее давними традициями совместного проживания различных народов.
Организаторы считают, что Семейные олимпиады имеют большое будущее. Они будут наполняться новым содержанием и совершенствовать свои формы. Это связано с тем, что вопрос формирования новых поколений сознательных граждан правового демократического социального государства носит непреходящий характер, а образовательный процесс должен соответствовать динамике развития многонациональной России.
Авторы:
Мотин А.Ю.
Жихаревич М.Е