Чеченская диаспора. Семьи Дукаевых и Шавхаловых

I. Честь семьи (Дукаевы)

У чеченцев принято относить как заслуги, так и недостатки отдельного человека на счет всей его семьи. Неблаговидный поступок заставит многих родственников «почернеть лицом», «опустить голову». А о достойном поведении говорят обычно: «Другого от людей этой семьи нельзя было ожидать» или: «Сын такого отца не мог поступить иначе».

Дукаев Саид Хасан, 53 года. Родился в с. Чишки Грозненского района

Окончил Псковский педагогический институт, исторический факультет в 1989 г. Потом было и второе образование - государственная служба при Президенте РФ, Псковский филиал, юридический факультет. После учебы уехал на Родину и 2,5 года работал преподавателем истории в Грозненском районе.

В самом конце 1991 г. вернулся во Псков. Пытался устроиться работать учителем, но не смог – пятый пункт сильно мешал. Занялся частным бизнесом. В 2000 г. учредил торгово-промышленной фирму (продукты питания, строительные материалы) ООО «ДукаС».

В 1996 г. – свадьба с коренной псковитянкой Светланой, с которой они познакомились в институте в 1988 г. Светлана работала в начальной школе в течение 6 лет, но потом перешла работать в фирму мужа. Получается, что после знакомства до замужества прошло 8 лет.

Для чеченцев это число знаменательно, оно часто встречается в народных поверьях. В одной из чеченских сказок говорится о юноше Султане, ухаживавшем за девушкой ровно 8 лет. В вайнахском варианте мифа об Адаме и Еве первые мужчина и женщина разошлись в разные стороны, чтобы найти себе пару; Ева сказала, что на своем пути она перешла через восемь горных хребтов...

Кстати, и по сей день чеченец вправе взять себе жену любой национальности, но не поощряется выход чеченки замуж за иноплеменника.

Дети в семье

У Саида жили кроме его детей еще и дети старшего брата. Здесь мы не будем выяснять, какой ребенок из какой семьи:

Артур, 17 лет, лицей № 4, 11-й класс. Ходит в Супер-Фитнес для занятий спортивным атлетизмом. Ранее занимался дзю-до и карате. Имеет 2-й юношеский разряд по шахматам. Долгое время занимался в «Эколого-биологическом центре». Участвовал и побеждал во всероссийских, областных и городских конкурсах. Любит играть на гитаре.

Хочет поступать на юридический факультет в Питере, но все-таки сомневается. Но больше сомневается отец, так как сын слишком честен.

Алина, 13 лет, лицей №4, 7-й класс. Заканчивает в этом году школу искусств по классу фортепиано и хоровое отделение. Также занималась в Эколого-биологическом центре.

Зулихан, 10 лет, МПЛ № 8, 4-й класс. Племянница, но после смерти отца постоянно живет и воспитывается в семье Дукаевых. Очень любит читать, участвовать в конкурсах, мечтать, и вообще отличница и красавица. Любит математику и хочет заниматься у-шу в следующем году.

Саид-Эли, 22 года, курсант 4-го курса Академии ФСИН, учится на юриста. Сын старшего брата

Тамерлан, 20 лет, учится в Академии ФСИН, 2-й курс юридического факультета.

Исмаил, 15 лет, школа № 9, 8-й класс. Занимается дзю-до. Очень увлечен компьютером, футбол, усиленно занимается русским языком.

Милана, 14 лет, школа № 9, 8-й класс. Увлечения: танцы и английский язык. Сейчас думает о поступлении в медицинский институт в Санкт-Петербурге.

Воспитывая детей в духе семейных традиций, чеченцы прививают им качество «яхь», которое имеет значение здорового соперничества – в смысле «быть лучше всех». Наставления старших звучат примерно так: «У тебя должен быть яхъ. Ни в коем случае ты не должен быть хуже своих товарищей.

II. Что такое Нохчалла?

«Рана от шашки заживет, рана от языка – нет». Чеченская поговорка

После съемок нас пригласили за стол. Что сказать? Стол был сплошь уставлен национальными блюдами. Стол изобильный и красиво сервированный. Засосало под ложечкой…

Согласно легенде, пращур чеченцев Нохчуо родился с куском железа – символ воинственности – в одной руке и с куском сыра – символ гостеприимства в другой. «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать», «Гость в доме – радость», «Чем длиннее был путь гостя к твоему дому, тем этот гость дороже»… Множество поговорок, легенд, притч посвящено у чеченцев святому долгу гостеприимства.

Супруга Саида

Я смотрю на Светлану – супругу Саида. По всему виду русская. Но что то в ней есть особенное отличное от русских женщин. Какая гордость или, может быть, особая внутренняя стать. Что это? Только после изучения вопроса понял, что это такое. Это то состояние, которое может случиться в человеке, в женщине, если ее глубоко уважают, или даже (правильнее сказать) почитают.

Для чеченской традиции характерно превалирующее место женщины в обществе, по сравнению с мужчиной. Это же подчеркивает и известная чеченская пословица – «Портится мужчина – портится семья, испортится женщина – портится весь народ». Женщина–мать у чеченцев имеет особый общественный статус. Она издревле - хозяйка огня, мужчина только хозяин дома. Самое страшное чеченское проклятие – «чтобы потух в доме огонь». Чеченцы всегда придавали большое значение женщине как хранительнице домашнего очага. И в этом своем качестве она наделена совершенно особыми правами…. Об уважительном отношении к женщине свидетельствует обычай приветствовать ее только стоя.

Что было, то прошло

Хозяин – Саид – любитель поговорить на серьезные темы стал рассказывать о своем житье-бытье во Пскове, у себя на Родине; о том, как тяжело было входить в местную жизнь, про лихие 90-е, про то, что паспорт с пропиской перестали проверять только лет 6 назад, как не хотели брать детей в школы. Вспоминать тяжело, неприятно, но все-таки хорошо, что времена меняются, и паспорт может лежать на полочке дома.

Саид увлеченно рассказал о событиях давно минувших дней – о днях начала коммерческой деятельности в России, когда деньги сваливались на человека с неба. И на него тоже свалились большие деньги в виде огромного количества бесхозных коробок со спиртом Роял, которые стояли во взятом им в аренду помещении. Что с ними делать? Саид продал их, деньги положил в большую коробку. Но потом все-таки нашел хозяина и вернул деньги. И эта ситуация также находит отражение в чеченском фольклоре. 

Речь идет о конокраде, который погиб, упав с украденного коня. Настоящие адаты (правила жизни, традиции) подчеркивают прямую вину самого погибшего: человек посягнул на чужое, и поэтому его родичи обязаны не только вернуть коня, но и сделать его владельцу подарок в знак извинения.

И до сих пор Саид думает о том, что занимаясь торговлей в 90-е и постоянно подвергаясь многочисленным нападениям, Судьба пощадила его. Почему? Из-за того, что следование адату хранит человека.

Часто Саид говорил о своей независимости, о том, что никто ему не может указать, как жить. И никто не может заставить его изменить своим представлениям о правильной жизни, чести, достоинстве … никто, даже те начальственные люди, сделка с которыми сулит всяческие выгоды.

И здесь мы тоже видим параллели с чеченским «кодексом чести» (нохчалла), то есть неприятие любого принуждения. Чеченец издревле, с мальчишеских лет воспитывался защитником, воином. Самый древний вид чеченского приветствия, сохранившийся и ныне – «приходи свободным!» Внутреннее ощущение свободы, готовность отстоять ее – это «нохчалла».

Мысли о чеченской диаспоре

Интересны мысли Саида о судьбе чеченской диаспоры. Это наиболее сложный момент для передачи. И здесь легко ошибиться. Я заранее прошу прощения, если исказил мысль. Так вот суть идеи нашего героя заключается в том, что некоторое время назад у многих чеченцев произошла перестройка в голове. Дело в том, что согласно традициям, каждый сентябрь любой мужчина нохчо должен быть дома. Где бы он не находился целый год, но в начале осени - будь дома, - с детских лет эта мысль внушалась родителями своим детям. И вот эта традиция сейчас перестала действовать. Чеченцы уже не стремятся (учтем, что это внутренне чувство, записанное глубоко в подкорке) в свой аул каждый сентябрь. Теперь они свободны обустраиваться там, где они живут – на другой, малой Родине. Нохчалла освободила своих сыновей от обязанности вернуться. Это значит, что наша земля действительно превращается в один большой аул.

Так что такое нохчалла? Это слово не поддается переводу. Это понятие укоренено во всей истории чеченского бытия.

"Нохчо" значит - чеченец. Понятие "нохчалла" - это все особенности чеченского характера в одном слове. Сюда включен весь спектр моральных, нравственных и этических норм жизни чеченца. Можно также сказать, что это - чеченский "кодекс чести". Качества рыцаря, джентльмена, дипломата, мужественного заступника и щедрого, надежного товарища ребенок в традиционной чеченской семье впитывает "с молоком матери". А истоки чеченского "кодекса чести" - в древней истории народа.

Саид – подлинный чеченец. И этим замечателен.

В центре внимания - бизнес. Адлан Шавхалов и его семья

Адлан родился в курортном селе Серноводское (административный центр Сунженского района Чечни). Раньше на его месте находился аул Эна-Юрт. В семье еще было два брата и сестра. Отец работал в совхозе главным агрономом, мать была учителем начальных классов. Адлан закончил школу в родном селе, потом работал у отца в совхозе трактористом, оператором поливальной установки... После армии учился в Москве, в сельскохозяйственной академии имени Тимирязева.

Конечно, жить в Москве престижно и денежно, но, во первых, Адлан не выносит таких огромных мегаполисов и, во-вторых, уровень внимания в Москве к его кавказскому лицу был слишком высок. Это было невыносимо, и Адлан искал другое место для проживания и бизнеса. В Пскове его позвал друга детства в 1995 г, Адлан приехал, начал работать вместе с ним, да так и остался. Потом перевез и семью.

Бизнес в то время рос, Адлан с партнерами выкупи сгоревший кинотеатр «Космос» и открыл на его базе развлекательный клуб «Бинго». Была также и другая работа - как раз по специальности доставка из-за рубежа посадочного материала, фасовка и продажа по регионам внутри страны. В Пскове Адлана никто по национальной внешности не трогал:

« За все время, что я прожил в Москве, не было, наверное, ни одного дня, чтобы вышел на улицу, и у меня не проверили документы, не увезли «до выяснения». В Пскове не так. За 19 лет не было никаких столкновений. Люди здесь более приветливы, толерантны…»

Познакомимся с семьей:

Луиза – супруга, домохозяйка

Дочь Алия, 8 лет, правовой лицей № 8

Дочь Камила, 6 лет, ходит в детский сад № 47

Сын Адам, 4 года.

Кризис сильно сказывается на работе Адлана. Его клуб вынужден работать 4 дня в неделю. Стоит вопрос о том, чтобы перейти на двухдневный график. Спасает семенной бизнес. Адлан часто по делам ездит в Европу.

Спрашивая Адлана про национальные отношения, получаешь уже известные ответы, что в общем то в сегодняшнем мире тема национальности не имеет большого значения. Образование – да, имеет. А вопрос национального происхождения практически нет. Может быть, для многих еще важно национальное самосознание. Но это только для первого поколения мигрантов. Адлан говорит:

« Я заставляю своих детей учить чеченский. Я сам с ними стараюсь говорить на родном языке. Но… бесполезно! Дети как бы стесняются разговаривать по-чеченски. Понимают - да, но отвечают обычно по-русски. Более того, каждый год семья проводит несколько месяцев у нас дома – на Родине. И даже это не помогает: там местные дети скорее начнут говорить по-русски, чем по-чеченски »

И здесь мы опять видим, как работает ассимиляция. Дети этих детей уже будут русскими, если продолжат жить в русскоязычной среде… На мой мою просьбу поделиться с миром «urbi et orbi» Адлан высказал:

«Будьте добрее… и никаких национальных проблем никогда не будет»

Назад На главную Вперед