XVII Семейная Олимпиада по праву
«Противодействие ксенофобии и экстремизму в многонациональной России»
11 февраля 2017 г., Псков, Лицей № 4

Лирическое вступление

Раннее утро 11 февраля выдалось на редкость тихим и красивым: из-за небольшого морозца, сковавшего город, деревья были покрыты инеем, город только начинал просыпаться – настоящая сказка!

Машины с рёвом устремляются в центр, пешеходы балансируют на ледяных дорожках, и я среди всей этой, по-выходному, утренней суеты, спешу на мероприятие, о существовании которого узнала впервые, а сейчас расскажу и вам.

Морозным февральским утром я торопилась на самый интересный его этап – областной, заключительный, а, значит, собравший в стенах Многопрофильного лицея самые активные, трудолюбивые и целеустремлённые семьи.

Об авторе

Повествование в нашем рассказе ведется от первого лица - от лица журналиста - Егоровой Ирины. Фотографии также сделаны ею. Ира работала на Олимпиаде и тщательно документировала весь процесс. Теперь у нас есть возможность пережить все этапы соревнования и посмотреть на событие её глазами.

Краткая предыстория вопроса

Ежегодно, начиная с 2000 года, Центр гражданского образования ПОИПКРО (Псковский областной институт повышения квалификации работников образования) проводит в Пскове Семейные олимпиады по праву с общим названием «Права человека твои и мои».

Цель мероприятий - объединить и погрузить в образовательный процесс педагогов, детей и их родителей, способствовать воспитанию гражданственности.

Олимпиады по праву имеют большое практическое значение для учащихся: полученные знания вполне можно использовать и в повседневной жизни. Юридически подкованный человек имеет множество дополнительных возможностей в жизни. Знание своих прав и умение их защитить – важная компетенция современного человека, к освоению которой и стимулирует Олимпиада. Участие в подобных мероприятиях позволяет получить хорошую правовую подготовку и, в дальнейшем, выпускникам школ поступить в лучшие ВУЗы страны.

Каждый год тема Олимпиады выбирается новая. Тема Олимпиады - 2017: «Противодействие ксенофобии и экстремизму в многонациональной России». Её выбор обусловлен необходимостью привлечь внимание всех участников образовательного процесса к одной из ключевых проблем как современного мира, так и России: деятельности по борьбе с ксенофобией, экстремизмом, явлениями, получающими сегодня серьёзный общественный отклик. Россия привержена идеям прав человека и равноправия всех живущих в ней людей, а также ценностям совместного проживания народов.

Условия участия в Олимпиаде

Общая процедура участия:

Мероприятие проводится в три этапа (по иерархии): на уровне образовательного учреждения, районный (городской), областной. В заключительном этапе выступают семейные команды из трёх человек. Каждая из них выбирает себе тренера-консультанта (чаще всего, это учитель общественных дисциплин). Основное условие: в команде не должно быть профессиональных юристов (тут всё очевидно: команды должны находиться в равных условиях).

Об этапах:

На уровне образовательного учреждения

Педагогический коллектив образовательного учреждения самостоятельно разрабатывает положение и проводит олимпиаду на основании собственных критериев оценивания, своего видения её структуры. Семья, победившая в школьном туре, отправляется на городской этап.

Районный (городской) этап

Проводится методической службой по вопросам и заданиям, разработанным районным (городским) жюри. Важной особенностью данного этапа является его соответствие тематике областного тура (финального).

Областной этап

Проводится на базе Многопрофильного лицея № 4 г. Пскова по вопросам и заданиям, предложенным жюри по согласованию с оргкомитетом. К слову сказать, в областном этапе возможно участие на основе самовыдвижения или выдвижения школы, региона, минуя первые два этапа.

Участники областного этапа Олимпиады - 2017

Организаторы:

  • Центр гражданского образования ПОИПКРО,
  • МБОУ «Многопрофильный лицей № 4» г. Пскова,
  • Государственное управление образования Псковской области,
  • АНО «Современная семья».

Команды - участники:

  • МОУ «Лицей «Развитие» г. Пскова,
  • МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»,
  • МОУ «Многопрофильный лицей №4» г. Пскова»,
  • МОУ «Многопрофильный правовой лицей №8»,
  • МОУ «СОШ №1» г. Дно»,
  • МОУ «Палкинская СОШ»,
  • ГБООУ «Пушкиногорская санаторная школа-интернат»,
  • МБОУ «Струго-Красненская СОШ».

Как все было: открытие

Программа Олимпиады была продумана до мелочей с самого начала работы.

9:00 : заезд и регистрация участников,

9:30 : в столовой всех ждал вкусный завтрак

На него успела и я, за чаем заочно знакомясь с будущими участниками. Одни задумчиво завтракают, другие что-то активно обсуждают… Разное настроение, разные характеры, разный настрой чувствуются уже сейчас. Это проявляется и в мелочах, например, в дресс-коде: некоторые команды соблюдают официально-деловой стиль с общими деталями в одежде у каждого участника, а другие поддерживают неформальный подход.

10:30 : открытие Семейной олимпиады. Следует отметить, что интерес такие мероприятия вызывают не только у участников, но и у региональных властей и общественности. Поэтому слово приветствия было предоставлено, помимо организаторов, ещё и представителям власти. Итак, по порядку.

Открывал Олимпиаду Жихаревич Михаил Ефимович, председатель жюри, руководитель Центра гражданского образования ПОИПКРО, поприветствовав присутствующих, раскрыл актуальность темы настоящей олимпиады и пожелал удачи всем участникам.

Далее, слово было предоставлено Остренко Виктору Владимировичу, заместителю председателя Псковского областного собрания депутатов. В своей речи Виктор Владимирович отметил актуальность выбранной темы, важность мероприятия. От лица Псковского областного собрания депутатов пожелал успеха и реализации своих возможностей участникам, а также выразил благодарность непосредственным организаторам: Жихаревичу Михаилу Ефимовичу и Пасман Татьяне Борисовне.

В.В. Остренко вручил постоянным организаторам Семейной олимпиады Михаилу Ефимовичу Жихаревичу и Татьяне Борисовне Пасман благодарности Псковского областного собрания депутатов.

Следующей поприветствовала присутствующих заместитель начальника Государственного управления образования Псковской области Соловьёва Надежда Петровна. Так же, как и предыдущие выступающие, отметившая актуальность настоящей темы как в мировом масштабе, так и в масштабах страны. Кроме того, Надежда Петровна пообещала, что Государственное управление образования и в дальнейшем будет оказывать поддержку подобным мероприятиям, выразила благодарность организаторам, а участникам пожелала успеха, удовольствия от общения, новых знаний и впечатлений: «Пусть всё у всех получится!».

Павлов Валерий Фёдорович, секретарь Общественной палаты Псковской области, напомнил присутствующим о том, что опыт толерантности ещё в СССР был накоплен большой, тем не менее, сегодня мы наблюдаем украинский кризис, крах мультикультурализма в Европе. Именно такими кризисными обстоятельствами объясняется высокая важность темы, необходимость воспитательной работы для современного поколения. Валерий Фёдорович вручил всем членам жюри грамоты Общественной палаты Псковской области.

Закрывала череду приветствий координатор образовательных программ Центра гражданского образования ПОИПКРО и член жюри Пасман Татьяна Борисовна, выразившая надежду на то, что всем участникам - и членам жюри и командам - будет интересно пройти все этапы Олимпиады.

I тур - Дебаты

11 : 00: начался первый тур Олимпиады – регламентированная дискуссия (игра) «Дебаты» на тему: «Российское государство эффективно осуществляет политику противодействия ксенофобии и экстремизму». Все команды дискутировали попарно в разных аудиториях (судейство осуществляли учащиеся Псковского технического лицея). В результате проведённой жеребьёвки определялось, какая команда будет защищать свою тему, а какая – опровергать. Темы были озвучены заранее, и у каждой семьи была возможность подготовиться.

Атмосфера в каждой аудитории царила своя. Одни были настроены очень решительно, если не сказать, воинственно: упрямо отстаивали свою точку зрения, приводили различные аргументы в поддержку своей позиции. Кому-то удавалось сбить своих «противников» с толка, а кому-то – нет. Самое главное, что семьи подошли к данному заданию очень ответственно: у всех на столах присутствовали заранее подготовленные листочки с необходимыми в защиту своей позиции аргументами и тезисами, участники внимательно выслушивали друг друга, вели оживлённую дискуссию (которая не прекратилась даже после окончания дебатов), соблюдали регламент и правила проведения дебатов. А вот с точки зрения аргументации мне довелось наблюдать различный подход участников: одни запутывали противоположную команду длинными цитатами из юридических документов, другие пользовались практическими ситуациями, житейским опытом, что, с одной стороны, казалось бы, должно выглядеть неубедительно, а с другой – оспаривать реально происходящие события бывает непросто.

Единственная проблема, с которой столкнулись все семьи без исключений (по словам ведущих дебатов): неумение взаимодействовать друг с другом. Дебаты воспринимаются участниками как состязание, соревнование, а ведь основная цель их – отстаивая противоположные мнения, взаимодействовать. Поэтому блестяще подготовленные аргументы не всегда способны привести к такому же блестящему результату.

II тур - Участники пишут эссе

12:00

Начало второго тура Олимпиады, который предполагал написание эссе на заданную (полученную по жребию) тему, связанную с общей проблематикой олимпиады. В качестве таких тем были заявлены, например, «Каковы причины существования ксенофобии и экстремизма в современной России?», «Раскройте причины межэтнических конфликтов и способы их урегулирования». Члены жюри в это время подводили итоги первого тура.

На написание эссе было отведено около 40 минут, ровно в 12:10 все команды распределились по классам и занялись работой. В учебных аудиториях царила поразительная тишина, нарушаемая лишь редкими переговорами участников относительно формулировки тех или иных предложений и даже (пунктуацию никто не отменял) расстановки знаков препинания.

У кого обед, а кому читать олимпийские сочинения

III тур - (Театрализованное) представление

13:00

Наконец, настала пора третьего, заключительного, тура Олимпиады, но при этом, пожалуй, самого творческого и, возможно, самого ответственного, так как именно на третьем этапе определятся победители всей игры. Каждой команде необходимо было устно представить конкретную ситуацию нарушения прав человека и продемонстрировать своё умение защищать нарушенные права, а после выступления – суметь ответить на вопросы команд-партнёров и зрителей.

Вот тут, казалось бы, и карты в руки! Несмотря на довольно “сухую” правовую тематику (да еще и ксенофобия с экстремизмом), задание было сформулировано очень творчески. Поэтому команды смогли креативно и с азартом подойти к выполнению задания: и песни пели, и танцевали, и разыгрывали театрализованные представления ситуаций устройства на работу, борьбы за свободу слова в гайд-парках, озвучивали мультфильмы. Интересной оказалась интерпретация мультфильма «Гадкий утёнок» с правовой точки зрения, позволившая взглянуть на него совсем под другим углом.

После выступлений последовала оживлённая дискуссия: другие команды были преисполнены решимости озадачить выступающих вопросами, а те, в свою очередь, активно отстаивали своё мнение и свои идеи. Иногда оказывалось, что команды-партнёры воспринимали ситуацию совсем не так, как видели её сами участники команды, тогда начинался новый виток активных обсуждений.

15:00

Все три тура областной Семейной олимпиады были пройдены участниками. Они, наконец, смогли «выдохнуть», оставить в стороне все свои материалы, необходимые им для участия, и ожидать результатов.

А вот жюри было не до отдыха: после всех испытаний члены жюри во главе с председателем, Жихаревичем М. Е., отправились определять победителей.

После тщательного и беспристрастного подсчёта баллов жюри огласило итоги Олимпиады. В этом году очень ответственно отнеслись к подготовке представители районов, что не замедлило сказаться и на результатах:

I место

Команда семьи Крипайтис-Мирвалиевы, представляющая МОУ «Палкинская средняя общеобразовательная школа» (тренер команды - заместитель директора школы, учитель истории и обществознания А.Н. Коновалов).

II место

Команда семьи Ильины-Леонтьевы, МБОУ «Струго-Красненская средняя общеобразовательная школа» (тренер - учитель истории и обществознания Е.А. Александрова).

III место

Команда семьи Багдасарян – Саносян, представлявшая МОУ «Многопрофильный правовой лицей № 8» г. Пскова (тренер - учитель истории и обществознания Т.А. Грошева).

Помимо победителей, были награждены и остальные команды, которым вручили дипломы участников Семейной олимпиады. Дипломы получили также учителя-тренеры команд. Всем командам были вручены ценные подарки, предоставленные АНО «Псковский областной центр реализации семейных проектов «Современная семья». Кроме того, тренер команды из Палкино, занявшей первое место, Анатолий Николаевич Коновалов увез в свою школу специальный памятный приз Псковского областного собрания депутатов.

Давайте об этом спросим…

Какое же мероприятие без обратной связи? Организаторам и участникам всегда есть, чем поделиться, о чём рассказать, что посоветовать… Вот и мы решили «опросить» наших участников. Первое интервью было с Татьяной Пасман. В нём она призналась, что каждая Олимпиада - волнение для организаторов, потому что предугадать, будут ли участники заинтересованы в теме, крайне трудно. Между тем, год за годом число семей, принимающих участие, возрастает, что не может не радовать! Татьяна Борисовна сказала и о том, что готовность команд не просто принять участие, а взаимодействовать друг с другом, очень важна! И очень приятно видеть знакомые лица, участвующие не в первый раз.

Слово - Татьяне Пасман
Слово - Михаилу Жихаревичу

Следом был опрошен Михаил Ефимович. С нами он поделился своими мыслями о прошедшем мероприятии, отметив, что команды продемонстрировали хорошую подготовку и интерес к теме Олимпиады, а те идеи, которые здесь звучат, находят широкое распространение. По мнению Жихаревича, эти мероприятия и полезны, и заслуживают того, чтобы состоялась восемнадцатая олимпиада! В конце нашего материала вы можете прочитать интересное интервью (ссылка на якорь) с Михаилом Ефимовичем - в нём обсуждаются уже более глубокие вопросы межэтнических отношений.

О чем говорят семьи?

Немаловажны и живые эмоции победителей! Как только все треволнения официальной части и награждения остались позади, я «подловила» парочку команд победителей и узнала ещё больше интересного как о них самих, так и об их эмоциях, впечатлениях и планах на следующую Олимпиаду.

Первой оказалась команда семьи Крипайтис-Мирвалиевы, представлявшая Палкинскую среднюю общеобразовательную школу:
- Впервые ли участвуете в подобной Олимпиаде? Поделитесь эмоциями от участия.
- Участвуем впервые. Но делаем это с большим удовольствием! Впечатлений очень много! Во-первых, то, что такие олимпиады вообще проводятся, имеет большое воспитательное значение для тех семей, которые участвуют, ведь основное воспитание детей осуществляется через семью. Во-вторых, участники рассказывают об этом друзьям и близким, своим одноклассникам, что тоже очень важно.
- Что можете сказать по поводу организации Олимпиады?
- Сама организация очень понравилась, впечатления самые благоприятные! Думаем, что на следующий год наверняка опять поедем!

Не отставала по своей эмоциональной составляющей и команда семьи Ильины-Леонтьев из Струго-Красненской средней общеобразовательной школы:
- Стала ли эта Олимпиада для вас открытием, чем-то новым? Что мотивировало вас к участию?
- Мероприятие для нас не совсем новое, мы участвуем во второй раз. Впервые же принимали участие два года назад. Событие это само по себе очень интересное, объединяет взрослых и детей.
- Поделитесь своими эмоциями и впечатлениями от участия в этой Олимпиаде.
- Эмоции самые положительные, потому что встречаешься с новыми, общительными людьми! Сама форма проведения мероприятия достаточно интересна. Мы очень довольны участием, в прошлый раз мы стали призёрами, в этом году, нам кажется, тоже проявили себя достойно.

Увы, но Олимпиада закончилась.

Что ж Олимпиада позади, так же, как и организационная суета, волнение и беспокойства команд, их тщательная и скрупулёзная подготовка. Результаты объявлены, и это повод для участников наметить «мишень» на следующий год: кому-то подготовиться получше, а кому-то - не уступать своего места на пьедестале!

Я впервые побывала на такого рода Олимпиаде, а потому испытала целую гамму эмоций относительно того, как можно организовать мероприятие, способное сплотить как членов одной семьи между собой, так и отдельные семьи! Через призму семейственности командам удавалось щёлкать, как орешки, задания на правовую тематику и при этом не воспринимать их в качестве скучных, школярских заданий. Наоборот, в каждой из семей царил серьёзный, но творческий подход ко всем этапам олимпиады. Кроме того, участники были жизнерадостны и открыты общению, что ещё больше погружало в «олимпиадную» и, одновременно, семейную атмосферу. Надеюсь, командный дух за год не растеряется, и в следующем году заинтересованных участников будет гораздо больше!

И да здравствует новая Олимпиада - 2018 г.

Интервью с главным "Олимпиадоделом" - Жихаревичем М.Е.

Мы познакомили вас с Семейной олимпиадой, as it was. Это, так сказать, видимая часть "айсберга". Но само событие творилось задолго до его открытия в тишине кабинета. Поэтому мы почувствовали необходимость взять интервью у Михаила Ефимовича и расспросить его поподробнее о глубинных (теоретических) вопросах межнационального строительства. Не на все вопросы мы получили ответы. Делимся тем, что есть.

1. Расскажите в нескольких словах об этой Олимпиаде. Какие идеи в ней заложены? В зависимости от чего ежегодно меняются темы олимпиад?

Выбор темы Областной семейной олимпиады 2017 г., как и других Олимпиад, является поводом привлечь внимание участников образовательного процесса к важным проблемам развития нашего общества. Проблема противодействия ксенофобии сегодня актуальна во многих странах мира. Интересно, как понимают ее школьники и их родители. Это всегда диагностический срез, который помогает строить нашу работу в области гражданского образования. Разумеется, привлекает внимание и 100-летие Великой русской революции, которая привела к созданию в 1922 году СССР – государства, которое накопило огромный и противоречивый опыт регулирования межнациональных отношений. Наше сотрудничество с АНО «Псковский областной центр реализации семейных проектов «Современная семья», которой близки заложенные в содержание Олимпиады идеи, также повлияло на выбор темы. А главная идея и этой, и других олимпиад – реализация прав человека во всех сферах общественной. Конкретизирована эта большая тема в вопросе преодоления этнических стереотипов в повседневной жизни людей.

Все Семейные олимпиады на протяжении 17 лет истории их проведения в Псковской области направлены на воспитание российской гражданской идентичности и объединены общим названием «Права человека: твои и мои». Мы стараемся максимально широко охватить проблему прав человека и гражданина, поэтому темы олимпиад меняются. Конечно, играют роль и важные события в жизни нашей страны, такие как, например, выборы органов законодательной власти, выборы Президента, 1150-летие Российской государственности, 20-летие Конституции РФ и др.

2. Как вы считаете, соотносима ли идея толерантности с русским менталитетом в принципе? Нужно ли учиться быть толерантным?

Сам по себе никакой менталитет не противостоит толерантности, как вы выразились «в принципе». Ничего подобного, на мой взгляд, нельзя сказать и о русском менталитете, в котором никогда не было каких-то человеконенавистнических составляющих. Но мы знаем из истории, как идеи расового превосходства, агрессивного национализма, которые внедрялись в сознание некоторых народов (например, гитлеровская Германия), способствовали превращению людей в соучастников преступлений против человечества. Опасность нацистской идеологии нельзя преуменьшать и сегодня, и с ней необходимо вести беспощадную борьбу. Человек при рождении автоматически не приобщается к культуре межнациональных отношений. На ее формирование влияет социальная среда и целенаправленный процесс воспитания, которое представляет собой систему приобщения лич­ности к культуре, имеющимся в ней знаниям, ценностям, практикам социальных действий. Уровень воспитанности отдельных индивидов обеспечивает степень освоения культуры конкретной социальной группы.

3. Каково ваше мнение: существует ли вообще национальная политика в России? Каковы её основные аспекты?

Существует. Не может не существовать в таком государстве, как Россия. Отсылаю вас к Конституции РФ, ряду других государственных документов. Особое внимание обратите на Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённую Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666. Там, кстати, говорится и о многовековом политико-правовом опыте многонационального Российского государства. Добавим, что в истории России накоплен также позитивный опыт сосуществования различных религий в условиях межконфессионального мира. Проблемы, которые в этой сфере возникают, всегда имеют политическое содержание, которое может выражаться в стремлении неких политических сил использовать религиозный фактор для достижения своих целей.

Деятельность, построенная на Стратегии государственной национальной политики РФ, в состоянии решать актуальные проблемы межнациональных отношений, вызванные глубокими общественными преобразованиями при формировании в современной России свободного, открытого общества и рыночной экономики, а также те проблемы, которые вызваны просчетами в государственной национальной политике РФ. В документе говорится и о том, что сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма. В стратегии перечислены негативные факторы, влияющие на развитие межэтнических отношений. Среди них - недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества.

В реализации Стратегии свое место может и должно найти не только государство, но и организации гражданского общества. Деятельность системы образования, на мой взгляд, надо воспринимать в контексте решения его важнейшей задачи – формирования российской гражданской идентичности. Известный российский ученый А.А.Леонтьев утверждал, что нормальное самосознание гражданина новой России – это единство трех начал: во–первых, это чувства принадлежности к своему этносу, любовь и уважение к национальным традициям и истории своего народа, языку и культуре; во–вторых, это чувства принадлежности к многонациональному российскому обществу, российский патриотизм, сопряженный с отказом от своей этнической исключительности и принятие ответственности за судьбу своего народа и своей многонациональной страны; в третьих, это чувства принадлежности к мировому сообществу, и принятие ответственности за судьбы всего мира (Леонтьев А. А. Деятельный ум: (деятельность, знак, личность - М.: Смысл, 2001. - 380 с.).

Центр гражданского образования ПОИПКРО давно и небезуспешно работает в данном направлении. И это не только Семейные олимпиады, организация областных конкурсов, методическое сопровождение участия школьников и педагогов Псковской области в межрегиональных и международных конкурсах. А главное – повседневная практика повышения квалификации педагогов, лекции, практические занятия и тренинги, создание образовательных программ, научно-методических пособий и внедрение их в образовательный процесс.

4. И, в заключение, ещё несколько слов об Олимпиаде. Строите ли вы уже планы на последующие олимпиады? Если да, то каковы они?

Мы надеемся на то, что Семейная олимпиада 2018 г. состоится. Тема её пока не определена, но работа в этом направлении ведётся. Как только мы её завершим и решим вопросы финансирования, будет опубликовано Положение о Семейной олимпиаде 2018 г.

И в заключение...

Проект выполнен при поддержке из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию социальных проектов на территории Псковской области, направленных на развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации.

Обратная связь с организаторами

Напишите нам

Ваше имя
Ваш E-mail Отзыв

Сделано в webAsana по заказу АНО “Современная семья”, 2017 год

Вернуться на главную страницу сайта.