И да здравствует новая Олимпиада - 2018 г.
Интервью с главным "Олимпиадоделом" - Жихаревичем М.Е.
Мы познакомили вас с Семейной олимпиадой, as it was. Это, так сказать, видимая часть "айсберга". Но само событие творилось задолго до его открытия в тишине кабинета. Поэтому мы почувствовали необходимость взять интервью у Михаила Ефимовича и расспросить его поподробнее о глубинных (теоретических) вопросах межнационального строительства. Не на все вопросы мы получили ответы. Делимся тем, что есть.
1. Расскажите в нескольких словах об этой Олимпиаде. Какие идеи в ней заложены? В зависимости от чего ежегодно меняются темы олимпиад?
Выбор темы Областной семейной олимпиады 2017 г., как и других Олимпиад, является поводом привлечь внимание участников образовательного процесса к важным проблемам развития нашего общества. Проблема противодействия ксенофобии сегодня актуальна во многих странах мира. Интересно, как понимают ее школьники и их родители. Это всегда диагностический срез, который помогает строить нашу работу в области гражданского образования. Разумеется, привлекает внимание и 100-летие Великой русской революции, которая привела к созданию в 1922 году СССР – государства, которое накопило огромный и противоречивый опыт регулирования межнациональных отношений. Наше сотрудничество с АНО «Псковский областной центр реализации семейных проектов «Современная семья», которой близки заложенные в содержание Олимпиады идеи, также повлияло на выбор темы. А главная идея и этой, и других олимпиад – реализация прав человека во всех сферах общественной. Конкретизирована эта большая тема в вопросе преодоления этнических стереотипов в повседневной жизни людей.
Все Семейные олимпиады на протяжении 17 лет истории их проведения в Псковской области направлены на воспитание российской гражданской идентичности и объединены общим названием «Права человека: твои и мои». Мы стараемся максимально широко охватить проблему прав человека и гражданина, поэтому темы олимпиад меняются. Конечно, играют роль и важные события в жизни нашей страны, такие как, например, выборы органов законодательной власти, выборы Президента, 1150-летие Российской государственности, 20-летие Конституции РФ и др.
2. Как вы считаете, соотносима ли идея толерантности с русским менталитетом в принципе? Нужно ли учиться быть толерантным?
Сам по себе никакой менталитет не противостоит толерантности, как вы выразились «в принципе». Ничего подобного, на мой взгляд, нельзя сказать и о русском менталитете, в котором никогда не было каких-то человеконенавистнических составляющих. Но мы знаем из истории, как идеи расового превосходства, агрессивного национализма, которые внедрялись в сознание некоторых народов (например, гитлеровская Германия), способствовали превращению людей в соучастников преступлений против человечества. Опасность нацистской идеологии нельзя преуменьшать и сегодня, и с ней необходимо вести беспощадную борьбу. Человек при рождении автоматически не приобщается к культуре межнациональных отношений. На ее формирование влияет социальная среда и целенаправленный процесс воспитания, которое представляет собой систему приобщения личности к культуре, имеющимся в ней знаниям, ценностям, практикам социальных действий. Уровень воспитанности отдельных индивидов обеспечивает степень освоения культуры конкретной социальной группы.
3. Каково ваше мнение: существует ли вообще национальная политика в России? Каковы её основные аспекты?
Существует. Не может не существовать в таком государстве, как Россия. Отсылаю вас к Конституции РФ, ряду других государственных документов. Особое внимание обратите на Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённую Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666. Там, кстати, говорится и о многовековом политико-правовом опыте многонационального Российского государства. Добавим, что в истории России накоплен также позитивный опыт сосуществования различных религий в условиях межконфессионального мира. Проблемы, которые в этой сфере возникают, всегда имеют политическое содержание, которое может выражаться в стремлении неких политических сил использовать религиозный фактор для достижения своих целей.
Деятельность, построенная на Стратегии государственной национальной политики РФ, в состоянии решать актуальные проблемы межнациональных отношений, вызванные глубокими общественными преобразованиями при формировании в современной России свободного, открытого общества и рыночной экономики, а также те проблемы, которые вызваны просчетами в государственной национальной политике РФ. В документе говорится и о том, что сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма. В стратегии перечислены негативные факторы, влияющие на развитие межэтнических отношений. Среди них - недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества.
В реализации Стратегии свое место может и должно найти не только государство, но и организации гражданского общества. Деятельность системы образования, на мой взгляд, надо воспринимать в контексте решения его важнейшей задачи – формирования российской гражданской идентичности. Известный российский ученый А.А.Леонтьев утверждал, что нормальное самосознание гражданина новой России – это единство трех начал: во–первых, это чувства принадлежности к своему этносу, любовь и уважение к национальным традициям и истории своего народа, языку и культуре; во–вторых, это чувства принадлежности к многонациональному российскому обществу, российский патриотизм, сопряженный с отказом от своей этнической исключительности и принятие ответственности за судьбу своего народа и своей многонациональной страны; в третьих, это чувства принадлежности к мировому сообществу, и принятие ответственности за судьбы всего мира (Леонтьев А. А. Деятельный ум: (деятельность, знак, личность - М.: Смысл, 2001. - 380 с.).
Центр гражданского образования ПОИПКРО давно и небезуспешно работает в данном направлении. И это не только Семейные олимпиады, организация областных конкурсов, методическое сопровождение участия школьников и педагогов Псковской области в межрегиональных и международных конкурсах. А главное – повседневная практика повышения квалификации педагогов, лекции, практические занятия и тренинги, создание образовательных программ, научно-методических пособий и внедрение их в образовательный процесс.
4. И, в заключение, ещё несколько слов об Олимпиаде. Строите ли вы уже планы на последующие олимпиады? Если да, то каковы они?
Мы надеемся на то, что Семейная олимпиада 2018 г. состоится. Тема её пока не определена, но работа в этом направлении ведётся. Как только мы её завершим и решим вопросы финансирования, будет опубликовано Положение о Семейной олимпиаде 2018 г.