Автор: Вениамин Тарасов

В ожидании «духа Ганзы»

Размышления о том, каким образом «дух Ганзы» и «вольные ветры» Пскова могут встретиться в 2019 году
Эта аналитическая статья подготовлена для
V Международного конкурса средств массовой информации "Ганза – связь времен" в г. Пскове


Николай Рерих. Заморские гости
I. Зачем нам Ганза

В 2019 году в древний город Псков, перешагнувший свое 1100-летие, придет фестиваль Ганзейских дней. Город тщательно готовится к этому событию: выделяются деньги, строятся планы, делаются чертежи, и все это вот – вот воплотится на улицах и площадях города…

Но спросим себя: какой смысл и значение несет в себе это событие ?

Конечно, мы привыкли, что получать бюджет и делать что-нибудь значимое для города можно только под какую-нибудь красивую дату: «Средства на празднование Ганзейских дней в 10 раз превысят бюджет Дней города» (цитата). Это понятно и оправдано. Но есть ли еще что то, кроме освоения бюджетов? Вот тут уже надо крепко подумать.

Противоречие момента заключается в том, что с момента решения о проведении Фестиваля в 2013 году (само же вступление в Союз ганзейских городов Нового времени случился еще в 90-е годы) много что поменялось: Россия перешла к открытой фазе «тяготения к желудю и корыту» (Лесков, «Загон»). Экстраполируя текущие тенденции на 2019 год, можем предположить, что в политическом отношении потепления с Западом не ожидается.

Проведем параллель с ОЭЗ «Моглино»: при закладке экономической зоны в 2012 планировалось, что к 2016 г. уже будет создана вся инфраструктура и в ней будет работать 4 тыс. человек; вся ОЭЗ будет заполнена резидентами, которые принесут с собой миллиарды инвестиций. Ничего подобного не случилось, и причина этого во многом лежит именно в изменении политического курса страны.

Что тогда ожидать от Ганзейских дней 2019 г.? Приедет запланированное число (20 – 40 тыс.) гостей? Сколько людей посетит шествия, ярмарки, торжественные мероприятия ? Случится ли развитие культурных, экономических и туристических связей?

Сформулированные автором вопросы очевидно показывают скептическое отношение к ожидаемым результатам. Тогда поставим вопрос по другому - а что можно сделать, чтобы Фестиваль не прошел напрасно и не оставил чувства горечи? Или по другому: какое значение можно вкладывать в подготовку к Ганзейским дням?


План Пскова XVI века
II. Что было, то прошло…

XIII – XVI вв - расцвет торговых отношений между древним Псковом и Ганзейским Союзом. Имеется множество исторических свидетельств о благолепии и развитости города. «Этот город так обширен, что его окружность обнимает пространство многих городов, и в Германии нет города равного Пско­ву», - пишет автор немецкой хроники XIII века. В XVI в. была сделана запись секретарем польского короля Стефана Батория: «Любуемся Псковом. Господи, какой большой город! Точно Париж!.. Город чрезвычайно большой, какого нет во всей Польше, весь обнесен стенами, за ним красуются церкви, как густой лес, все каменные...». Также к началу 16 века относится воспоминание посла Священной Рим­ской империи Сигизмунда Герберштейна, оставленной в своей «Книге о Московии»: «…Псковитяне при всяких сдел­ках отличались такою честностью, ис­кренностью и простодушием, что не при­бегали ни к какому многословию для об­мана покупателя, а одним только словом указывали на самую вещь...»

Известный русский историк Сергей Платонов, не раз посещавший Псков, так рассказывал своим студентам о средне­вековом городе:

«Благодаря малой терри­тории боярские владения не достигли в псковской земле таких размеров, как в Новгороде, вследствие чего не было боль­шой разницы состояний; низшие классы не находились в такой зависимости от выс­ших, и боярский класс не был таким зам­кнутым, как в Новгороде. С другой сто­роны, бояре не держали в своих руках по­литическую судьбу Пскова, как это было в Новгороде. Вече, которое в Пскове было мирным, избирало обыкновенно двух по­садников, часто их сменяло и успешно кон­тролировало. Все общество в Пскове име­ло более демократический склад, с пре­обладанием средних классов над высши­ми. Того внутреннего разлада, какой губил Новгород, в Пскове не было. Са­мостоятельность Пскова пала не от внутренних болезней, а от внешних причин – от усиления Москвы».

Первое псковское законодательство, включая Болтовский договор появилось в 1348 году, которое законодательно зафиксировало статус посадников, избираемых псковским вечем (де факто это уже было не менее 100 лет). Владычные наместники назначались из псковитян; псковитянина не вызывали на суд в Новгород. С 1425 г. в течение 85 лет Псков чеканил собственные деньги.

В 1510 г. Псков добровольно-принудительно вошел в состав Великого княжества Московского. Символ псковской независимости — вечевой колокол — был снят и увезен в Москву. Еще как минимум сто лет Псков экономически процветал, но потом город начал терять свои позиции. Особенно ощутимые экономические потери города понес после того, как Санкт-Петербург стал российской столицей и забрал на себя торговые пути.

В XIX век кто-то из поэтов (то ли Пушкин, то ли Яхонтов в подражание Пушкину) так изобразили упадок города (отрывок):

Среди песчаных скалъ, на берегахъ Великой,
Где носит естество полночи образъ дикой,
Согбенный исполинъ, подъ тяжестью оковъ,
Съ поникшею главой стоить печальный Псковъ...
Лишенный честныхъ благъ народнаго правленья,
Сей градъ являетъ намъ видъ страшный разрушенья...

Виктор Васнецов. Псковское вече
III. Демократия Пскова и экономический подъем

Много писалось и говорилось про Псковскую вечевую республику. Считается, что именно в Пскове был наиболее демократичный вечевой уклад, где до XV века знать была вынуждена считаться с мнением масс.

Сравнивая Псков и Новгород, выдающийся русский историк В.О. Ключевский отмечает: «В псковских нравах и заключалась нравственная сила, смягчавшая действие противоречий, какие мы заметили в политическом быту Новгорода, хотя их элементы были налицо и в Пскове… Но в Пскове эти элементы не разрастались чересчур, сохраняли способность ко взаимному соглашению и дружному действию и тем выработали некоторый политический такт, эту нравственную силу, обнаруживавшуюся в настроении общества и в складном соотношении общественных классов в гуманных и благовоспитанных нравах, которые замечали в псковичах иноземные наблюдатели».

В XII веке Псков в результате изменения статуса взаимоотношений с Новгородом стал самоуправляемым. Политическая система Пскова XIV-XV веков представляла собой сочетание властных структур и общинного самоуправления на всех управленческих уровнях. Высшим органом самоуправления было вече, организованное собрание городской политической элиты, способное к обсуждению важных вопросов и принятию компетентных решений. Ему подчинялись вечевые собрания городских концов, улиц, пригородов. По своей природе самоуправляемые структуры Пскова были дуалистичны. Они содержали потенциальные возможности саморазвития, как в сторону тупика боярской олигархии, так и в направлении предпосылок формирования гражданского общества. И хотя в ходе формирования единого национального государства обе возможности были утрачены, сам факт существования второй из них позволяет говорить о наличии качественного демократического начала в политической культуре того времени.

Попытаемся сделать выводы относительно причин экономического расцвета средневекового Пскова (использованы материалы В.А. Аракчеева «Псков и Ганза в эпоху средневековья»):

1. Основная причина – большие торговые обороты их высокая доходность. Вероятно, настолько высокая, что обычные угрозы средневековых войн не стали существенной помехой торговым операциям с городами Ганзы.

2. Республиканский строй Пскова (и Новгорода), который был близок новоевропейскому порядку, который утверждался в Европе начиная с XIV–XV вв. Принципиально важным моментом политического устройства города Пскова можно указать на тот факт, что псковский князь в рамках республики не имел всей полноты власти, но заключал договор с «Господином Псковом» об условиях своего княжения. При этом княжеская власть никогда не передавалась по наследству

3. Между купцами русских и ганзейских городов, при всех отличиях в языке, ментальности, всегда существовало взаимопонимание, позволявшее находить общезначимые пути выхода из политических кризисов. Но доверие между купцами также подтверждалась и системой детальной регламентации сопровождавших торговлю правовых процедур. Тщательная проверка качества товара, взвешивание и взимание пошлин, расчеты по торговым операциям были гарантией чистоты сделки. Отсутствие банков и банковского кредита не препятствовало развитию кредита частного: русские и немецкие купцы предоставляли друг другу в кредит исключительные по тем временам суммы, позволявшие вести торговые операции в течение одного-двух лет (цитата).

4. Культурный обиход того времени, вероятно, имел много общего с общеевропейским. Так, польский историк Матвей Меховский отметил в 1517 г., что «Жители Пскова по языку и религии - все русские, бороды не бреют, волос на голове не стригут, но одежду носят совсем немецкую». Вышеупомянутый Сигизмунд Герберштейн уточнял, что у псковичей в начале XVI века «пробор на голове не по русскому, а по польскому обычаю». То есть сегодня бы сказали, что средневековые псковичи были космополитами.

Важно отметить и постоянное присутствие немецких купцов в Пскове, с которых и копировались манеры и культурные привычки.

5. Работающая судебная система. Возможность правовой защиты для иноземных купцов. Согласно существовавшему как минимум с XIV века порядку, все спорные вопросы должны были решаться через суд. Сохранившиеся документы показывают, что в большинстве случаев суды принимали объективные решения, невзирая на национальность и подданство истцов. Типичным примером такой беспристрастности судебного решения Ревельского магистрата является удовлетворение им судебного иска псковского купца против немецкого купца из Нарвы в 1569 г.


Карта Европы. Конец XV века
IV. Выводы. «Дух Ганзы» и «вольный ветер» Пскова : встреча в 2019 г.

(Использованы материалы статьи М.Е. Жихаревича, "Региональная политическая культура: традиции народоправства и современная геополитическая ситуация (феномен Пскова)"

Ганзейский союз Нового времени, созданный в Голландии в год 700-летия основания средневековой Ганзы, представляет собой неправительствен-
ную, межмуниципальную организацию. Это «культурное содружество городов», цель которого – развитие торговли и туризма, укрепление культурных связей между городами, входящими в организацию. В связи с этим можно говорить о широком культурном подтексте, который можно назвать «духом Ганзы», несущем как многостороннее экономическое сотрудничество, так и культурное взаимообогащение. Древний русский город Псков вошел в этот союз не только потому, что имел торговые связи со средневековой Ганзой, но и потому (и это - главное), что является одним из первых носителей традиций народоправства, по-своему уникальной в русском средневековье политической и правовой системы. Сегодняшний Псков - наследник политической культуры, которая была в известном смысле историческим прототипом российской демократии. Свидетельства тому мы находим в исторических хрониках и трудах авторитетных исследователей русской истории. Это входит в наши представления о «вольном ветре Пскова».

Подготовка к Ганзейским дням в Пскове, по нашему мнению, предполагает диалог культур в самом широком смысле этого словосочетания. Диалог культур европейских городов и современного Пскова - это участие в международных программах культурного обмена, создание общих проектов, расширение экономического сотрудничества (здесь уместно вспомнить опыт работы по еврорегиону «Псков – Ливония»). Подготовка к Ганзейским дням может и должна оказать благотворное влияние на процесс развития региональной политической культуры, на гражданское образование школьников, студентов, других групп молодежи и всего активного населения.

Как сделать востребованными исторические традиции народоправства? Считаем, что важнейшая в этом роль принадлежит образованию и прежде всего той его сфере, которую принято называть гражданским образованием, которое призвано формировать гражданскую идентичность, осознание принадлежности к сообществу граждан, способность не только словом, но и делом осуществлять свою гражданскую позицию. Цель гражданского образования – воспитать гражданина, способного и желающего жить в своей стране, разделяющего ценности гражданского общества и правового государства. Это уважающий закон человек, который принимает общественные институты и вместе с тем обладает свободным критическим мышлением, политической и правовой культурой. Гражданское образование связано и с формированием исторического сознания школьников и студентов, воспитанием уважительного отношения к историческим традициям народоправства и демократических потребностей. На этом пути разрешается в значительной степени надуманное и искусственно навязываемое противоречие между приверженностью к демократии и патриотизмом.

Исторический опыт показывает, что, лишь опираясь на традиции, можно реализовать шанс создания эффективной и устойчивой демократии, формирования гражданского общества в России и её регионах. Именно на этом пути существует возможность преодоления авторитарных элементов политической культуры, укоренения в структурах повседневности демократических процедур и ценностей. Опора на традиции, нахождение в истории точек отсчёта, определивших вектор дальнейшего развития, даёт возможность осознанного воздействия на процесс обновления региональной политической культуры, становления новых общественных институтов, способствующих решению задач развития региона. У нас есть положительный пример Общественной палаты Псковской области и других органов общественного контроля. Востребованная историческая традиция псковского народоправства, возрожденная в обновленной политической культуре региона, будет способствовать достижению компромисса между обществом и властью, предотвращению возможностей конфронтации между ними, формированию критического подхода к односторонним решениям органов власти, участию институтов гражданского общества в разработке и принятии политических решений.

Ганзейские дни в древнем Пскове позволят нашим партнерам лучше понять Псков и всю Россию. Взаимопонимание способствует преодолению недоверия и отчужденности, достижению компромисса, развитию человеческих контактов, взаимовыгодному сотрудничеству в сферах экономики, культуры, туризма, расширению демократических принципов в управлении, диалогу политических культур и взаимной адаптации ценностей. Мир и сотрудничество – это то, что несут нам «дух Ганзы» и «вольный ветер Пскова».
Статья опубликована 15 июня 2017 года на сайте АНО "Современная семья"

(Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 61612 от 30.04.2015)
Вы можете с нами связаться:
+7 951 751 30 75
info@nko-family.ru
Псков, Россия, 2017 год