«Гуди гораздо», «играй получше»
Статья подготовлена для VI Международного конкурса СМИ «Ганза - связь времен», 2018 г.
Автор: Тарасов Вениамин
Дата публикации: 15 июня 2018 г.
Другая статья автора по этой теме: В ожидании «Духа Ганзы»
Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
С
ближение и взаимопонимание народов России и Европы состоится на празднике глум-карнавала в Пскове летом 2019 г.
Иллюстрация к былине Садко
В заглавии к конкурсу «Ганза - связь времен» читаем, что его цель – сближение и взаимопонимание народов России и Европы, развитие межмуниципального сотрудничества в сферах торговли, бизнеса, культуры, туризма, инвестиций на основе исторического и современного опыта ганзейских связей».
Пусть и так. Но жизнь показывает иное: страна идет в противоположном направлении от сближения, взаимопонимания и, сказать шире, отдаляется от пути современной цивилизации... Тогда как быть? Где искать новое сближение и новую перестройку отношений?
В «ганзейской» статье 2017 г. мы уповали на гражданское образование, формирующее гражданскую идентичность, осознание принадлежности к сообществу граждан, способность словом и делом осуществлять свою гражданскую позицию. Автор совершенно не отказывается от этой позиции, но за год до начала Фестиваля, мы понимаем, что нужны более сильные, скорые и даже радикальные средства для продвижения к намеченным рубежам.
Этой статьей мы покажем, что в запасе всегда есть мощнейшее средство для исправления ситуации. Это средство – глумотворчество (оно же юмор, сатира, шутовство, скоморошество).
В старые времена рыбаки брали с собой в море на промысел шутников, юмористов, песенников. Выделяли им такой же пай, как и всем рыбакам, хотя рыбу они не ловили. Они развлекали рыбаков в их тяжелой, опасной, однообразной и психически напряженной жизни на тесном судне и предотвращали тем самым ссоры и даже душевные заболевания. Таких людей называли «Человек — праздник».
О скоморохах и шутниках
На картинке: три пляшущих скомороха на фресках Софийского собора в Киеве (1037)
В «Толковом словаре» Даля читаем: «Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чулочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут». Согласно академику Н. Марру слово «скоморох» означает «бродячий музыкант, плясун, комедиант» (ср. итальянское «скарамучча» или французское «скарамуш»). По мнению ученого, русское скоморошество вышло из языческих религиозных обрядов древних славян.
Скоморохи известны на Руси с XI века как постоянные участники народных праздников, ярмарок, свадеб. Их знали в Киевской Руси, в Суздале и Владимире, в Московском княжестве, в Новгородских землях. Они плясали, пели веселые потешные песни, играли на гуслях и домрах, деревянных ложках и бубнах, на дудках, волынках и похожем на скрипку гудке. Как правило, скоморохи бродили ватагами, иногда доходившими до сотен человек. Основной массив скоморохов составляли народные потешники. Шуточки-прибауточки потешников были обыкновенно грубы и примитивны, но что можно хотеть от древнейших представителей народного эпоса? Но постепенно искусство скоморохов все более усложнялось. Появились скоморохи - акробаты, актеры, жонглеры, дрессировщики, кукольники. Вспомним песенку из к/ф “Андрей Рублев”:
"Скоморохи шли ватагою,
Баловались медом, брагою.
Повстречали барина-боярина,
Кривого татарина.
Стали песни играть,
Величать, потешать.
Как у барина-боярина
Все изжарено да сварено.
У боярина жена лакома,
Отвернет на сторону,
Да не всякому.
Боярыня, открой дверь,
Боярин едет.
А боярин свою прыть - цыть.
Вы, скоморохи,
Все воры и пьяницы,
Вас секут, секут
От пятницы до пятницы.
Козлы да бродяги,
Сдохнете в браге.
Скоро вас всех
Будут на кол сажать.
Оп! Они его - цоп!..."
В народе скоморохов любили, называли их «веселые молодцы», рассказывали про них в сказках, складывали пословицы, поговорки: «Рад скомрах о своих домрах», «Всякий спляшет, да не как скоморох», «Скоморох попу не товарищ». Духовенство, князья и бояре скоморохов не жаловали. Скоморохи веселили народ: у них не раз всегда находились смешные острые словечки про попов - монахов - бояр. Вероятно, веселые молодцы частенько попадали под горячую руку “силовых палат” того времени, как в том же фильме Андрея Тарковского.
Кадр из к/ф "Андрей Рублев"
О скоморохах в Новгородской республике
Бойкий человечек в затейливом колпаке, в кафтане и сафьяновых сапожках поет и приплясывает, подыгрывая на гуслях. Таким в XIV веке изобразил новгородский монах-переписчик скомороха народного музыканта, певца, плясуна. И надписал: «гуди гораздо», «играй получше». Скоморохов много бродило по Руси, потешая народ своим искусством. Свободное житье было им только в Новгороде Великом и в Новгородской земле. В этом вольном городе их любили и уважали. Республиканские порядки и свободные нравы Новгорода служили для них питательной средой. Вечевая республика жила широко и разгульно, поэтому веселое искусство скоморохов имело устойчивый спрос.
Скоморохом, музыкантом был герой новгородских былин певец-гусляр Садко, потешавшим гостей на пирах и братчинах. Игрою на гуслях и пением он покорил морское царство самого царя Морского и его дочь, прекрасную царевну Волхову. Там, где между Ильмень озером и озером Ладожским был «волок», где приходилось по земле волочить корабли, царевна Волхова разлилась, заструилась быстрою речкой. Так, по народному сказанию, певец-гусляр Садко открыл путь кораблям новгородским в далекие страны, в «океан-море синее».
Особой известностью пользовались новгородские скоморохи с медведями, владевшие передававшимися по наследству секретами дрессуры. Средневековые дрессировщики покупали у охотников детенышей убитых медведиц и годами обучали их всяким смешным штукам. Медведи изображали различных персонажей (купчих, монахов, бояр), кувыркались, плясали под музыку. Когда в 1573 году Иван Грозный собрался в очередной разжениться, на его свадьбу с Марфой Собакиной по всей округе отлавливали разбежавшихся после новгородского погрома скоморохов с медведями. Собрав в Новгороде несколько десятков зверей, опричники развлекались тем, что натравливали их на новгородских чиновников и многих из них покалечили. Сам Грозный был большим поклонником скоморошеских забав. На пирах он часто сам плясал вместе с ними, рядился в их одежды и надевал шутовские маски.
После присоединения Новгорода к Москве начались гонения на скоморохов со стороны властей и церкви, которые видели в них продолжателей языческих традиций и угрозу нравственности. Действительно, такие народные праздники, как Ивана Купала, Масленица, где тон задавали скоморохи, нередко заканчивались всеобщим пьянством, драками, а также «падением мужей и отроков, осквернением замужних женщин и растлением девиц».
Что в Европе? Шуты и дураки выступают
На картинке: Праздник дураков_Средневековый карнавал
В средневековой Европе процветает карнавальная культура на городских праздниках с их яркими зрелищами, развлечениями, маскарадами. Наиболее продвинутыми в представлениях были гистрионы, которые могли быть одновременно музыкантами, танцорами, певцами, рассказчиками, гимнастами, дрессировщиками животных и т. д. В Германии это были шпильманы (“играющие люди”), во Франции — жонглёры, в Англии — менестрели, в Италии — мимы, в Испании — гальярды. Шаг за шагом гистрионы профессионализировались и обособлялись на отдельные направления: цирковые выступления, творчество сказителей, сочинение и исполнение песен (трубадуры и труверы). Расцвет деятельности гистрионов в Западной Европе как массового искусства пришлось с XI по XIII век. Гистрионы были ярчайшими выразителями мирского, жизнелюбивого духа в средневековом городе.
Важно отметить, что главными в средневековой Европе были официальные праздники, задачей которых было освещать существующий строй, утверждать стабильности, неизменности и вечность всего текущего: существующей иерархии, господствующей готовой и неизменной правды, провозглашенных религиозных, политических и моральных ценностей, норм, запретов.
Народ-плебс не соглашался потреблять только такие серьезные праздники. Поэтому “власти” приходилось соглашаться и на альтернативную часть - министрельную, гистрионную, по нашей терминологии глумную (сказать просто - смеховую).
Существование такого оборотного праздника демонстрировало неофициальный, внецерковный и внегосударственный аспект мира, человека-в-мире и человеческих отношений. Это было строительство второго - альтернативного - мира и второй жизни, организованной на начале смеха. Этот «праздник наоборот» вводил людей в утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия. Герои-альтернативщики (шуты, дураки) провозглашали свободу от официальных норм этикета и привычных правил, демонстрировали откровенные и вольные формы площадной речи и жеста, не признающие никаких дистанций между общающимися. Цель оборотного праздника - временно освободиться от господствующей правды и существующего строя, отменить на короткое время иерархических отношения, привилегии, нормы и запреты.
Фу, вздохнем теперь: трудная теоретическая часть нашего “доклада” миновала. Перейдем же скорее к сути, к изюму, так сказать, и познакомимся, наконец с глумом - псковским скоморохом наших дней.
Ганзеныш - ведущий глум Ганзейского Пскова
На картинке: изображение Ганзеныша на стене Телецентра в г. Пскове
ГЛУМ Пск. глумной, глуповатый. Глумянно нареч. твер. неясно, непонятно, мудрено. Глумливый, глумительный, насмешливый, шуточный. Глумитель м. -ница ж. глумник, глумец м. глумница, глумица ж. шутник, забавник, насмешник, проказник: потешник, шут, скоморох, лицедей, актер. Глумилище ср. игрище, позорище, место глумления; театр, балаган. Глумослов, глумословец, глумотворец м. глумословка, глумотворка ж. шутник, проказник, шут, скоморох, лицедей.
В 2017 году вся прогрессивная общественность Пскова и не только была потрясена книгой молодых талантливых псковских авторов Алексея Жихаревича и Дмитрия Лебедева «Пост-исторический город П.» (антипутеводитель). Представление о городе Пскове как о месте с негативной коммунальной культурой переворачивается по мере прочтения книги: читатель начинает видеть город как центр мифотворчества, альтернативной истории и места, которое красиво «особой красотой», той, которая познается через сложную работу сознания, души и фантазии.
Особо отметим, что авторы книги невольно создали нового культурного героя – Ганзеныша, который является мерилом псковской души, и, одновременно, основным городским глумом - скоморохом. Почему? Это станет понятно из дальнейших пояснений.
Слово с суффиксом «ыш» характеризует «существо небольшого размера или обладающее каким-либо качеством, представляемом в уменьшительном виде в силу сочувствия, фамильярного покровительства, пренебрежения (глупы́ш, крепы́ш, малы́ш, несмышлёныш, пога́ныш и т.п.)» Современный толковый словарь русского языка Ефремовой.
Итак, это герой, отношение к которому формулируется через сочувствие, пренебрежение и даже фамильярное покровительство. Ганзеныш вполне может быть глуповатым, простоватым, несмышленым, одним словом – глум, проказник, шут, скоморох, забавник, насмешник.
Всмотримся еще раз в образ нашего протагониста. Антипутеводитель сообщает нам: «грязный, синий, изображенный на холодном бетоне, Ганзеныш одни глазом плачет, но другим улыбается, символизируя тем самым стойкость духа Псковичей». Но это далеко не все, что можно увидеть на изображении ганзейского знака. Давайте расширим идейно-художественное описание образа псковского глума.
1 а) Толкование на плачущий глаз Ганзеныша
Он скорбит и оплакивает невозможность реальной встречи с Европой, переживает, что встреча, даже состоявшись, будет носить формальный характер (мы хорошие и духовные – они плохие, завоеватели, торговые агрессоры, одним словом натовцы ). Даже символ Псковской Ганзы выражает эту двойственность: ладья («путь навстречу») и православные купола («иди отсюда, иноверец»).
1 б) Толкование на мужской член (располагается на композиции немного ниже лицевой части)
Уд и муды - Псковская Кузькина мать Ганзе, х** вам, участники ганзейского движения, мы отвергаем ваши ценности, идеалы, ваши буржуазные интересы, нам не нужны ваши пошлые праздники. Мы не хотим типично европейского фестиваля на наших разбитых асфальтах, около наших безрадостных панелек, не хотим, чтобы Европа заглянула в наши убогие дворы и познакомилась с неухоженностью и разбитостью.
2) Толкование на смеющийся (или почти смеющийся) глаз Ганзеныша
Этот глаз, конечно, очень хотел бы Ганзейского фестиваля с его новыми лицами, праздничной движухой, вкусняшками, пивом, песнями - плясками - игрищами. Эта ипостась Ганзеныша – оптимистична, гедонистична, любит иностранные товары и вообще почти все европейское. Этот глаз хотел бы настоящего «пути навстречу» без одновременного держания в кармане фиги, АК-74 и православного троеперстия.
3) Толкование на заклеенный пластырем рот Ганзеныша
Заклеенный рот как бы указывает: «Я настолько запутался в двух своих полушариях, что вслух ничего не скажу. Мой рот заклеен». Нельзя даже сказать, что рот заклеен чьей-то посторонней силой; нет, это самоналоженный пластырь. И всё же назвать это самоцензурой нельзя, потому как слишком сложно для псковича. Это просто на всякий случай, чтобы не нести чепухи, не противоречить самому себе, не опозориться, в конце концов. И такой оборот говорит о народной мудрости. Правда те, кто умеют и любят тыкать пальцами по клавиатуре компьютера, все же, в итоге, опозориваются, так как этот самый псковский мозг выдает самые невероятные фантазмы про уничтожение пиндосов (плохих людей) ядерной бомбой. При этом внимательное изучение глума - Ганзеныша смогло бы помочь всем говорящим и пишущим не выставлять себя столь нелицеприятно. Обобщенно, заклеенный рот говорит: «Промолчи – за умного сойдешь».
Суммируем
Ганзеныш показывает нам типичное расстройство - расщепление психики российских граждан (в нашем контексте - псковичей): тотальное преклонение перед Западом, его образом жизни, технологиями, наукой, социальными гарантиями, культурными образцами и проч и проч, но с одновременным движением к какой то собственной суверенности и очередной попыткой отгородиться от западного мира. Рассматривая два глаза вместе, мы видим борьбу между правым и левым полушариями псковского мозга – между «идите в ж***» и «приходите княжить», между тем, чтобы повеселиться с заморскими гостями, и тем, чтобы превратить их в ядерный пепел.
Между дачей и городской панелькой
(небольшое размышление о смыслах псковской души)
На картинке: фотография из книги "Постисторический город П"
Псковский дух находится в страшных муках не-способности высказаться, сформулировать идею, продемонстрировать свежую мысль, явить новый конструкт. Это заметно везде: на разбитых улицах, на страшноватых домах цвета осеннего неба, в коридорах административных кабинетов, в кошельках псковичей, в работе и досуге горожан. Что смиряет псковичей с такой реальностью? Тех, что помоложе, - это лелеемая мечта (или просто возможность) свалить то ли в столицы, то ли сразу за бугор. Тех, кто постарше - дачная жизнь: возможность свалить в свой домик и несколько дней находится в прострации слияния с матерью-природой и огуречной грядкой. Поэтому типичный пскович с мая по сентябрь почти всегда счастлив (смеющийся глаз Ганзеныша) и смиряется со всеми невзгодами своего существования. Однако с ноября по март активен только плачущий глаз. Причем получается, что ни в первый, на во второй период пскович недоступен для реальности: летом потому что “надо ехать на дачу”, зимой - потому что “погода никакая”.
Итого: два глаза синхронно никогда не работают, и поэтому не могут адекватно описывать окружающую реальность и адекватно на нее реагировать. Какие же выводы из вышесказанного? Принимать ли Ганзу, отвергать… быть ближе к Европе или подальше от нее ? Плакать или смеяться? Говорить или молчать? Валить или остаться в городе?
Улыбайтесь, господа, улыбайтесь
— Все шутите?
— Давно бросил. Врачи запрещают.
— С каких это пор вы стали ходить по врачам?
— Сразу после смерти…
— Говорят ведь, юмор — он полезный, шутка, мол, жизнь продлевает.
— Не всем. Тем, кто смеется, продлевает. Тому, кто острит, укорачивает.
Г. Горин. Барон Мюнхаузен
Прошу господ-товарищей из профессионального и общественного жюри VI Международного конкурса СМИ «Ганза – связь времён» не серчать на эти измышления, на уды и муды, на толстые намеки на псковского градоначальника. Ведь эта статья про шутов и скоморохов, которые должны шутить, дерзить и ерничать. Ведь так? На них не обижаются, а иногда даже и награждают победой в журналистском конкурсе… Да, кстати, надо не забыть вывести мораль этих несколько глумливых строк.
Мораль
На фоне несближения, неналаживания связей и невзаимопонимания, мы говорим (подсмеиваемся, глумимся) о том, помимо основного Ганзейского фестиваля надо оставить свободное место для народного глум-карнавала. Тут есть сложный момент: начальствующие так бояться допустить что-то неформализованно - несогласованное (а как на это посмотрят в Москве?), что предпочитают во всех сомнительных случаях на свободном месте мультиплицировать себя: пусть имитация, но все ж своя, рожденная в соответствующем комитете. Все подписи стоят, печати на месте, комар носу не подточит…
Иначе говоря, надо научиться отпускать вожжи… Глядишь, и подотчетный народ сам начнет организовывать себе праздники и глум-карнавалы: нашьет себе смешной одежды, шутовских шапок, наделает фигур из папье-маше и двинется карнавальной толпой...
***
В средние века ни один праздник, будь то в Европе или Новгородской республике, не обходился без глумов-скоморохов. Все символы балагана-карнавала понятны по обе стороны границ. Можно предположить, что взаимопонимание - сближение сторон очень скоро и эффективно наступит именно на Ганзейском фестивале в стиле “глум”.
В заключение предложим высокой комиссии символ глум-Ганзы:
Вывод из морали:
Задача автора выполнена: показан новый подход к проблеме; он не являются сверхсложными в понимании и реализации, при этом намечаемый эффект может превзойти все предыдущие 38 ганзейских фестивалей чистотой замысла и степенью сближения между европейскими и российскими горожанами. Вместе с тем, развитие межмуниципального сотрудничества в сферах торговли, бизнеса, культуры, туризма и инвестиций, по мнению автора, перейдет в устойчивый рост, так как юмор всесилен (и, конечно, верен) во все времена – будь то в средневековом европейском городе, или в пост-историческом городе П. наших дней.
На картинке: кадр их к/ф "Андрей Рублев"
Нужные дисклеймеры:
1. Автор статьи не состоит в фейсбучной группе "Пост - исторический город П. и не является ее пропагандистом. Но одновременно считает, что книга с одноименным названием достойна внимания и продолжения разговора.
2. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Статья опубликована 15 июня 2018 года на сайте АНО "Современная семья"
(Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 61612 от 30.04.2015)
Вы можете с нами связаться:
+7 951 751 30 75
info@nko-family.ru
Псков, Россия, 2018 год