АНО «Современная семья»
представляет фотовыставку
«100 фотографий в поддержку
межнационального мира»
(Семейный альбом национальностей)

Проект выполнен при поддержке из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию социальных проектов на территории Псковской области, направленных на развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации.

История вопроса и статистика

Псковская область всегда представляла собой в достаточной степени мононациональную общность, в которой доля русского населения составляла 90-97%. В середине 19 в. русские составляли практически 100%. Сокращение этой доли было связано преимущественно с присоединением новых территорий со смешанным нацио­нальным составом, например, южной части области (20-е годы XX в).

Доля русского населения опять достигла своего пика к концу 50-х годов (97%), после чего начала медленно, но неук­лонно уменьшаться. Увеличение доли нерусского населения происходило в связи с депопуляцией коренного населения и обезлюдения сельской местности Псковщины. Место вы­бывающих псковичей стали занимать переселенцы из других местностей Российской Федерации и республик с большим де­мографическим потенциалом. Шла миграция в область украинцев, белорусов, а в последние два десятилетия — молдаван, татар, азербайджанцев, чувашей, армян и массового оседания цыган. При этом доля эстонцев, латышей, евреев, немцев, поляков, финнов после революции неуклонно сокращалась (снижение по всем перечисленным национальностям с 0,3-0,5% до 0,1% и ниже в общем составе населения). Далее представим таблицу тех национальностей, численность которых росла.

Национальность

1959 г.

1979 г.

2010 г.

Процент в общей доли населения (%)

Украинцы

0,72

1,24

1,33

Белорусы

0,47

1,03

1,04

Цыгане

0,19

0,30

0,5

Армяне

0,01

0,02

0,37

Татары

0,04

0,08

0,19

Азербайджанцы

0,01

0,02

0,2

Узбеки

0,11

Чуваши

0,01

0,05

0,07

Таджики

0,07

Чеченцы

0,01

0,05

Ассимиляция

Статистика зафиксировала две волны иноязычной миграции: в конце XIX — начале XX ве­ка, и с середины XX века. В период между этими двумя волнами происходил интенсивный процесс ассимиляции, - этнической «переплавки» переселенцев, результатом которого явилось вновь повышение доли русского населения. Иноязычные мигранты, попадая на Псковскую землю, по­степенно подвергались ассимиляции со стороны русского населе­ния: перенимали русский язык, заменяя им родной; сменяли эт­ническое самосознание, меняя в паспорте пометку в графе «на­циональность» (свою национальность сохраняли лишь недавние мигранты).

Стоит ожидать и третьей волны миграции со стороны стран СНГ с избытком рабочей силы. Этот процесс пойдет быстрее в случае экономического подъема в области, и может практически свестись к нулю, если экономика будет стагнировать. Задача государства состоит в том, чтобы подготовится к возможному притоку мигрантов, сделать его по возможности мягким и беспроблемным.

Межнациональные отношения

Псковская область не отмечена сколько-нибудь заметными межнациональными конфликтами. В настоящее время не прослеживается условий или предпосылок для их возникновения. Есть бытовая ксенофобия (она занимает «достойное» место в менталитете коренных жителей), но ее межнациональный характер носит скорее вторичный характер. Достаточно распространено мнение, что приезжие живут лучше русских и как бы за их счет. Многие пожилые люди очевидно придерживаются такой точки зрения. Также можно наблюдать сомнительные сцены, когда русские молодые парни и девчонки скандируют «Россия для русских, Псков для Псковичей». И обратно: кавказские школьники могут написать на доске класса что-нибудь типа «Дагестан - это сила» плюс подтверждающие эту силу мужские признаки. Но это феномен детской незрелости. Более сложный момент - неустроенность, неорганизованность бытовых и социальных вопросов в городе и области. Пример: плохое качество строительства домов и отвратительная звукоизоляция приводит к тому, что слышна вся жизнь соседей. Если это нерусские люди, скажем из южных стран СНГ, ежедневное прослушивание их жизни может приводить к неприятным психическим последствиям, учитывая, что за стеной могут читаться намазы, прослушиваться национальная музыка… Вроде бы мелочь, но оказывает большой негативный эффект. Но в общем и целом, все представители национальных диаспор не высказывали никаких негативных суждений о состоянии межнациональной сферы в Пскове и области. Более того, эти люди говорили о том, что на псковской земле межнациональный климат ощущается как более благоприятный, чем в других регионах (особенно в Москве).

Слово о выставке

Нашей фотоэкспозицией мы хотим показать семьи национальных диаспор, которые живут рядом с русским большинством в г. Пскове и рядом. Оговоримся сразу: к чисто диаспоральным семьям относится всего несколько семей. Другие - уже практически обрусевшие семьи, чье отличие от русских прослеживаются слабо.

Цель выставки: расширить доступ жителей Псковской области к информации о красоте и глубине культур национальных диаспор; раскрыть через язык фотографии культурный код наций, живущих с нами в одном месте и в одно время.

Как правило, в основе поведения и неприязни лежит страх, который кормится, растет за счет незнания жизни людей других национальностей. Насилие возникает тогда, когда один человек считает себя лучше другого, не знает его и отказывается его слушать. Незнание и непонимание другого, отсутствие полноценного контакта с представителями других национальностей и приводит к конфликтам. Напротив, большая степень узнавания, понимание психологии других людей, их поведенческих реакций помогает нам взаимодействовать, легче общаться, расширять спектр межнациональных контактов. И как следствие - повседневная жизнь становится богаче, интереснее, культура поднимает голову, люди начинают дышать другим воздухом, напоенным «ароматом» других культур. Может быть, в этом случае русские смогут лучше понять и глубину собственной истории и культуры.

Вспомним, в истории наибольшего расцвета достигали именно те полисы, городские культуры, которые обеспечивали внутри себя максимальную открытость и межконфессиональность. Можно сказать: чем больше чужого, тем больше и своего. Чем больше в каком то городе селилось торговцев со всего света, тем богаче становился город, тем выше поднималась культура. Это правило действовало всегда и везде.

Структура фотовыставки

Структурообразующим элементом настоящей экспозиции является национальная семья. Всего мы отсняли 16 семей, принадлежащих 12 национальностям.

Хотя заявленный для гранта формат – фотовыставка, но в процессе работы почувствовалась необходимость написать о людях, с которыми мы работали, более подробно. В итоге получилась достаточно обширная история о семьях. Таким образом, у нас появилась возможность представить вниманию зрителей связанный фото-рассказ, что-то вроде мультисемейного альбома с историями. Содержание этих историй - абсолютно живой процесс: семьи раскрывались в большей или меньшей степени. Главы семейств, как правило, давали очень мало информации о себе, но были готовы подробно обсуждать успехи своих детей. Поэтому самый подробный пласт информации мы смогли дать именно о детях, о том, как они живут, учатся, как вовлечены в городскую среду.

Правильно (целостно) показать проект (фотографии, смешанные с текстом) позволяет только интернет-вариант экспозиции. Поэтому мы решили сделать еще и сайт фотопроекта. Он будет постоянно находиться в сети (http://sempark.ru/100photos ), поэтому с ним может познакомиться неограниченный круг зрителей.

Мы благодарны самим семьям, которые согласились на фотосъемку. Пока это не рядовое явление, требовалось немалое усилие со стороны организатора, чтобы «вытащить» людей на фотосъемку. Кроме того, практически всегда нужно было заручиться поддержкой руководителя диаспоры, чтобы глава семьи согласился на фотосессию. Нам потребовалось для проведения всех съемок 4 месяца. Результат положителен: сделаны хорошие фотографии, семьи получили удовлетворение, мы многое узнали о жизни национальных диаспор в нашей регионе и написали об этом тексты.

И мы считаем, что, если зритель проникнется идеей, что все мы разные, но одновременно являемся гражданами одной многонациональной страны - значит, задача нашего проекта выполнена.


Дагестанская семья


Чеченские семьи


Семья финнов-инкери


Армянские семьи


Киргизская семья


Таджикская семья


Латышская семья


Азербайджанская семья


Казахстанcкая семья


Белорусская семья


Семья Сету


Украинская семья


Семья Скворцовых

Семья Юшкиных

Семья Пивоваровых

Семья Палютиных

Семья Аверковых

Семья Мотиных
Семья Головиных
Семья Маркеловых

«Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство. Государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне. Сотен этносов, живущих на своей земле вместе и рядом с русскими».

В.В. Путин

Вперед