Взгляд на современную семью из Казахстана | АНО «Современная семья»

Взгляд на современную семью из Казахстана

В блужданиях по интернету по запросу “современная семья” я наткнулся на сайт http://family-ridder.kz/, на котором гордо красовалось:

Социальный  сайт «Риддер - город  семейных ценностей»

Сайт поддерживает Инициативу разработки и продвижения Проекта «Риддер - город семейных ценностей».  Раскрывает актуальность и перспективность решения вопросов семейного воспитания. Показывает реальные выгоды продуманной семейной политики.

Интересно-интересно, что это за город такой Риддер и почему он имеет целый сайт про семейные ценности? Риддер (бывший Лениногорск)  - один из центров Рудного Алтая, с населением около 50 тыс. человек. Город является конечным пунктом Европейского маршрута E40, начинающегося у французского города Кале, пересекающей всю Европу, часть Украины,  России, Среднюю Азию, всего 8 тыс. км и заканчивающегося именно в г. Риддер. Национальный состав преимущественно русские. Подробнее о городе с хорошими фотографиями здесь.

 

риддер - город в Казахстане

 

Сайт довольно обширный с большим сводом публикаций. О целях учредителя говорится следующее:  целью Учреждения является повышение и укрепление статуса брака и семьи как общественных институтов, повышение социальной ответственности семей, внутренней культуры семьи, укрепление семейных уз, всемерное использование и применение практического опыта современного общества в жизни семейных пар в г. Риддере.

На сайте описано довольно много проектов организации; подборка статей по альтернативной экономике, домохозяйству, самоуправлению.  Общий смысл информационной подборки сводится к следующему:

Доминирование частной собственности веками вновь и вновь приводит к бесконечной череде конфликтов: к ксенофобии, диверсиям, войнам. Это справедливо не только для разных стран, но и для различных социальных групп внутри государства. Если мы хотим когда-либо построить гармоничное общество, преодолевшее жадность и ненависть и имеющее общие ценности, то без отказа от самого понятия частной собственности нам не обойтись.

 Из опубликованных материалов в итоге меня заинтересовала только одна статья:  “Современная семья как феномен культуры”  Ажар Жоддубаевой (д. фил.наук) - перепечатка из Республиканского общественно-политического журнала «МЫСЛЬ» 5.11 Kazgazeta.kz.

Приведу часть этой статьи здесь.

Какова она, семья? Каковы ее основания? Какой, в конце концов, надлежит ей быть? Эти и другие вопросы, проходя через осознанную историю человечества, запечатлены всем сводом памятников мифов, религиозных верований, философских воззрений, правоотношений, изобразительных искусств и т. д.

Семья принадлежит к числу тех социокультурных явлений, интерес к которым носит устойчивый характер. Она является одной из приоритетных ценностей любого общества, поскольку положение семьи, тенденции, характеризующие ее состояние, выступают своего рода социальным индикатором, раскрывающим перспективы развития общества. На наш взгляд, на современном этапе в Казахстане семейные проблемы приобретают новые характерные черты.

А между тем место и роль семьи в жизненном сценарии каждого человека чрезвычайно велики. И как бы мы ни относились ко всем трудностям и пре­вратностям семейной жизни, как бы мы не критиковали — справедливо или не­справедливо — сам институт семьи, — все этапы жизненного пути человека, равно как и все самые острые проблемы чело­вечества, в том или ином виде, представ­лены во внутрисемейных взаимоотноше­ниях. Не случайно видный немецкий бо­гослов XIX века Август Толук сказал: «Мир управляется из детской». Мир не только строится в детской, добавим мы, но и разрушается в ней, здесь проклады­ваются не только пути спасения, но и пути гибели.

Изменения в функциях семьи. Совре­менная семья все более становится малодетной, а, следовательно, семья все хуже реализует свою основную функ­цию - рождение детей. Для воспроиз­водства населения необходимо, чтобы в обществе было примерно 24% двухдетных семей, 35% — трехдетных, 20% - четырехдетных, 7% — пятидетных и более, 14% — бездетных и однодетных. Сегод­ня по Казахстану примерно 80% семей имеют 1-2 детей, что означает падение рождаемости ниже границы простого воспроизводства населения.

По нашему мнению, малодетность не стоит расценивать как негативное, ката­строфическое состояние семьи. Оно яв­ляется для современного казахстанско­го общества столь же естественным, как и многодетность для индийского или китайского социума. Развитие цивилиза­ции ведет к установлению иных отноше­ний между обществом и индивидом, в которых приоритеты определяет отнюдь не социум и то, что более значимо для общества, индивид может воспринимать как малозначимое или неактуальное для себя. Собственное «Я» в этом контексте входит в ценности первого уровня, тог­да как демографическое будущее госу­дарства - в разряд, не имеющий значи­мой личностной приоритетности.

Итак, семья — это не только форма организации общей жизни людей, это так­же одно из самых весомых измерений жизни человека, в которой он проявляет очень важные личностные качества. Да, безусловно, человек может реализовать свои способности и таланты в сфере ма­териального производства, в науке, искус­стве, спорте и т.п. Но быть хорошим му­жем или женой, любящим сыном, внима­тельным братом, заботливым внуком — это тоже важные составные жизни чело­века, нуждающиеся в проявлении.

Взаимоотношения в семье важны, так­же и тем, что непосредственно относится к сущности культурного бытия личности — именно семья формирует человека, си­стему его взглядов, его нравственную ориентацию. Поэтому семью называют «лабораторией» человеческих судеб, не только личных, но и народных, обще­ственных, государственных. В семье воз­никают определенные ценности и анти­ценности, которые непосредственно и постоянно влияют на состояние и уровень культурного комфорта, а, следовательно, и на устойчивость человека в мире.

Ценности, обретаемые в семье, явля­ются настолько важными, что их на­личие может обеспечить человеку пси­хологический комфорт даже при прочих неблагоприятных факторах: например, гармоническая семья помогает перено­сить и неприятности по службе, и финан­совые затруднения, и проблемы со здо­ровьем. И напротив, потеря ценностей семьи резко понижает эмоциональный комфорт, что на практике называется «плохим настроением», «депрессией», «нервным срывом» и т. п. По-видимому, это вызывается тем, что названные от­ношения вырабатывают особого рода ценности, которые ничем не заменишь. Чтобы в полной мере ощущать культур­ный комфорт и целостную полноту жиз­ни, человеку надо иметь «родственную душу», которой можно было бы рас­крыться, не опасаясь непонимания, рав­нодушия, насмешки и т. п. Без этого эмоциональная жизнь человека будет суха и безрадостна, хотя до поры до вре­мени он сам может этого и не ощущать.

С другой стороны, в рамках культур­ной жизни, что не менее важно, форми­руются и определенные антиценности. Если взять, например, отрицательное от­ношение человека, с одной стороны, к тому или иному политическому лидеру, а с другой — к тому или иному члену се­мьи, то второй фактор, безусловно, будет в большей степени определять эмоцио­нальный дискомфорт. Область антицен­ностей семьи весьма широка — от непри­язни к какому-либо члену семьи до от­крытых столкновений с ним. Но любое возникновение антиценности независимо от ее этиологии лишает человека душев­ного комфорта. Если иметь в виду такой конечный антропологический результат, как человеческое счастье, то оно опреде­ляется, в конце концов, не служебными достижениями, не местом в иерархии об­щественных образований, но прежде все­го порядком и миром в личной жизни, добрыми отношениями в семье.

Наше государство - это проекция на­ших семей. На самом деле, в семье мож­но найти составные элементы большого государства. В семье есть экономика — это зарплата мужа и жены, внутренняя и вне­шняя политика - это отношения внутри семьи и отношения с соседями, друзья­ми, коллегами. Однако, самое главное в семье — это любовь между ее членами. С этого начинается создание семьи. С это­го начинается и разрушение семьи.

Более того, стабильность или неста­бильность общественной жизни, здоро­вье нации, умение жить в обществе на­прямую ставится в зависимость от состо­яния семьи, от уровня морали, привитой в семье. Не случайно французский со­циолог XIX века Фредерик Ле Плей ут­верждал: «Скажите, какова ваша семья и я скажу, каково ваше общество».

В семье мы усваиваем надлежащие принципы нравственного поведения, со­ставляющие основу взаимоотношений с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами и т. д. Этими нор­мами мы, естественно, будем руковод­ствоваться в обществе. Насколько мы усвоили эти уроки в семье, настолько успешно сложится наша жизнь в обще­стве в качестве юриста, педагога, артис­та, президента и т. д. Таким образом, се­мейная этика образует своего рода фун­дамент для социальной этики.

Семья важна для всего общества в целом как структура, в рамках которой происходит процесс социализации чело­века. Для государства семья является единицей воспроизводства населения; укрепление института семьи в обществе видится как основа для достижения де­мографического баланса и решения со­циально-экономических проблем. Авто­ры политических программ часто выст­раивают тексты таким образом, чтобы вписать семью как личное пространство человека в различные контексты более широкого уровня. Следовательно, семья является не только сугубо личной сфе­рой жизни человека, но и пространством, где пересекаются личностные и обще­ственные интересы.

 

риддер - город семейных ценностей

 

Порывшись по сайту немного больше, я обнаружил, что все не так линейно на нем. Внутри сайта нашлись залежи теории Highlife: Живая Святая Земля + филосовские спекуляции на тему "Воздушный Замок - Роза Мира". Да уж, чего только не встретишь в поисках "Современной семьи". Придется как нибудь вникнуть в эти новые для меня теории.

 

 

Видео
Раздел сайта

%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D1%80-300%D1%85400.gif