В блужданиях по интернету по запросу “современная семья” я наткнулся на сайт http://family-ridder.kz/, на котором гордо красовалось:
Социальный сайт «Риддер - город семейных ценностей»
Сайт поддерживает Инициативу разработки и продвижения Проекта «Риддер - город семейных ценностей». Раскрывает актуальность и перспективность решения вопросов семейного воспитания. Показывает реальные выгоды продуманной семейной политики.
Интересно-интересно, что это за город такой Риддер и почему он имеет целый сайт про семейные ценности? Риддер (бывший Лениногорск) - один из центров Рудного Алтая, с населением около 50 тыс. человек. Город является конечным пунктом Европейского маршрута E40, начинающегося у французского города Кале, пересекающей всю Европу, часть Украины, России, Среднюю Азию, всего 8 тыс. км и заканчивающегося именно в г. Риддер. Национальный состав преимущественно русские. Подробнее о городе с хорошими фотографиями здесь.
Сайт довольно обширный с большим сводом публикаций. О целях учредителя говорится следующее: целью Учреждения является повышение и укрепление статуса брака и семьи как общественных институтов, повышение социальной ответственности семей, внутренней культуры семьи, укрепление семейных уз, всемерное использование и применение практического опыта современного общества в жизни семейных пар в г. Риддере.
На сайте описано довольно много проектов организации; подборка статей по альтернативной экономике, домохозяйству, самоуправлению. Общий смысл информационной подборки сводится к следующему:
Доминирование частной собственности веками вновь и вновь приводит к бесконечной череде конфликтов: к ксенофобии, диверсиям, войнам. Это справедливо не только для разных стран, но и для различных социальных групп внутри государства. Если мы хотим когда-либо построить гармоничное общество, преодолевшее жадность и ненависть и имеющее общие ценности, то без отказа от самого понятия частной собственности нам не обойтись. |
Из опубликованных материалов в итоге меня заинтересовала только одна статья: “Современная семья как феномен культуры” Ажар Жоддубаевой (д. фил.наук) - перепечатка из Республиканского общественно-политического журнала «МЫСЛЬ» 5.11 Kazgazeta.kz.
Приведу часть этой статьи здесь.
Какова она, семья? Каковы ее основания? Какой, в конце концов, надлежит ей быть? Эти и другие вопросы, проходя через осознанную историю человечества, запечатлены всем сводом памятников мифов, религиозных верований, философских воззрений, правоотношений, изобразительных искусств и т. д.
Семья принадлежит к числу тех социокультурных явлений, интерес к которым носит устойчивый характер. Она является одной из приоритетных ценностей любого общества, поскольку положение семьи, тенденции, характеризующие ее состояние, выступают своего рода социальным индикатором, раскрывающим перспективы развития общества. На наш взгляд, на современном этапе в Казахстане семейные проблемы приобретают новые характерные черты.
А между тем место и роль семьи в жизненном сценарии каждого человека чрезвычайно велики. И как бы мы ни относились ко всем трудностям и превратностям семейной жизни, как бы мы не критиковали — справедливо или несправедливо — сам институт семьи, — все этапы жизненного пути человека, равно как и все самые острые проблемы человечества, в том или ином виде, представлены во внутрисемейных взаимоотношениях. Не случайно видный немецкий богослов XIX века Август Толук сказал: «Мир управляется из детской». Мир не только строится в детской, добавим мы, но и разрушается в ней, здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути гибели.
Изменения в функциях семьи. Современная семья все более становится малодетной, а, следовательно, семья все хуже реализует свою основную функцию - рождение детей. Для воспроизводства населения необходимо, чтобы в обществе было примерно 24% двухдетных семей, 35% — трехдетных, 20% - четырехдетных, 7% — пятидетных и более, 14% — бездетных и однодетных. Сегодня по Казахстану примерно 80% семей имеют 1-2 детей, что означает падение рождаемости ниже границы простого воспроизводства населения.
По нашему мнению, малодетность не стоит расценивать как негативное, катастрофическое состояние семьи. Оно является для современного казахстанского общества столь же естественным, как и многодетность для индийского или китайского социума. Развитие цивилизации ведет к установлению иных отношений между обществом и индивидом, в которых приоритеты определяет отнюдь не социум и то, что более значимо для общества, индивид может воспринимать как малозначимое или неактуальное для себя. Собственное «Я» в этом контексте входит в ценности первого уровня, тогда как демографическое будущее государства - в разряд, не имеющий значимой личностной приоритетности.
Итак, семья — это не только форма организации общей жизни людей, это также одно из самых весомых измерений жизни человека, в которой он проявляет очень важные личностные качества. Да, безусловно, человек может реализовать свои способности и таланты в сфере материального производства, в науке, искусстве, спорте и т.п. Но быть хорошим мужем или женой, любящим сыном, внимательным братом, заботливым внуком — это тоже важные составные жизни человека, нуждающиеся в проявлении.
Взаимоотношения в семье важны, также и тем, что непосредственно относится к сущности культурного бытия личности — именно семья формирует человека, систему его взглядов, его нравственную ориентацию. Поэтому семью называют «лабораторией» человеческих судеб, не только личных, но и народных, общественных, государственных. В семье возникают определенные ценности и антиценности, которые непосредственно и постоянно влияют на состояние и уровень культурного комфорта, а, следовательно, и на устойчивость человека в мире.
Ценности, обретаемые в семье, являются настолько важными, что их наличие может обеспечить человеку психологический комфорт даже при прочих неблагоприятных факторах: например, гармоническая семья помогает переносить и неприятности по службе, и финансовые затруднения, и проблемы со здоровьем. И напротив, потеря ценностей семьи резко понижает эмоциональный комфорт, что на практике называется «плохим настроением», «депрессией», «нервным срывом» и т. п. По-видимому, это вызывается тем, что названные отношения вырабатывают особого рода ценности, которые ничем не заменишь. Чтобы в полной мере ощущать культурный комфорт и целостную полноту жизни, человеку надо иметь «родственную душу», которой можно было бы раскрыться, не опасаясь непонимания, равнодушия, насмешки и т. п. Без этого эмоциональная жизнь человека будет суха и безрадостна, хотя до поры до времени он сам может этого и не ощущать.
С другой стороны, в рамках культурной жизни, что не менее важно, формируются и определенные антиценности. Если взять, например, отрицательное отношение человека, с одной стороны, к тому или иному политическому лидеру, а с другой — к тому или иному члену семьи, то второй фактор, безусловно, будет в большей степени определять эмоциональный дискомфорт. Область антиценностей семьи весьма широка — от неприязни к какому-либо члену семьи до открытых столкновений с ним. Но любое возникновение антиценности независимо от ее этиологии лишает человека душевного комфорта. Если иметь в виду такой конечный антропологический результат, как человеческое счастье, то оно определяется, в конце концов, не служебными достижениями, не местом в иерархии общественных образований, но прежде всего порядком и миром в личной жизни, добрыми отношениями в семье.
Наше государство - это проекция наших семей. На самом деле, в семье можно найти составные элементы большого государства. В семье есть экономика — это зарплата мужа и жены, внутренняя и внешняя политика - это отношения внутри семьи и отношения с соседями, друзьями, коллегами. Однако, самое главное в семье — это любовь между ее членами. С этого начинается создание семьи. С этого начинается и разрушение семьи.
Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, здоровье нации, умение жить в обществе напрямую ставится в зависимость от состояния семьи, от уровня морали, привитой в семье. Не случайно французский социолог XIX века Фредерик Ле Плей утверждал: «Скажите, какова ваша семья и я скажу, каково ваше общество».
В семье мы усваиваем надлежащие принципы нравственного поведения, составляющие основу взаимоотношений с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами и т. д. Этими нормами мы, естественно, будем руководствоваться в обществе. Насколько мы усвоили эти уроки в семье, настолько успешно сложится наша жизнь в обществе в качестве юриста, педагога, артиста, президента и т. д. Таким образом, семейная этика образует своего рода фундамент для социальной этики.
Семья важна для всего общества в целом как структура, в рамках которой происходит процесс социализации человека. Для государства семья является единицей воспроизводства населения; укрепление института семьи в обществе видится как основа для достижения демографического баланса и решения социально-экономических проблем. Авторы политических программ часто выстраивают тексты таким образом, чтобы вписать семью как личное пространство человека в различные контексты более широкого уровня. Следовательно, семья является не только сугубо личной сферой жизни человека, но и пространством, где пересекаются личностные и общественные интересы.
Порывшись по сайту немного больше, я обнаружил, что все не так линейно на нем. Внутри сайта нашлись залежи теории Highlife: Живая Святая Земля + филосовские спекуляции на тему "Воздушный Замок - Роза Мира". Да уж, чего только не встретишь в поисках "Современной семьи". Придется как нибудь вникнуть в эти новые для меня теории.