Сегодня Россия не похожа на современную страну, особенно если смотришь на нее не из двух столичных городов. Самым явным признаком этой несовременности является намеренная бедность, то есть бедность, спущенная и поддерживаемая сверху. Вроде бы нет причин для того, чтобы эта бедность так вольготно и хорошо себя чувствовала на российских просторах. При этом очевидностью является и то, что от этой бедности некуда бежать: она повсюду, и она все глубже проникает в социальную ткань общества, которое шаг за шагом отступает, скукоживается ... но одновременно пытается сделать вид, что это ничего, проживем и так... никогда богатыми не были, нечего и начинать. Мы - общество в целом - погружаемся в эту бедность, понимая, что нет никаких механизмов (экономических, политических), которые позволили или подтолкнули бы экономику страны пойти вверх.
Государство, понимая, что роста не будет и более того - не желая его - настоятельно вводит больше архаики в общественный обиход. Мы видим ее , в частности, в названиях социальных проектов, которые побеждают в грантовых конкурсах: все больше производных корней от слов "патриотизм" , "победа", "война". К чему все эти излияния? Это вступление в духе книги Владислава Иноземцева "Несовременная страна", о которой и идет речь в этой заметке. Вл. Иноземцев полунаучным, полупублицистическим языком объяснил свое понимание, почему страна не может и не сможет модернизироваться. Для научной книги его аргументы представляются слабоватыми (но не менее интересными), но для публицистической полемики - в самый раз:
"Именно во всех этих тенденциях наиболее выпукло проявляется архаичность российского общества - архаичность, которая из него никогда не уходила, но которая в коммунистический период была прочно затушёвана насаждавшимися в стране элементами "прогрессизма". Сегодня любой прогресс и любые изменения означают риск разрушения той "стабильности", которая стала любимым детищем нынешней российской власти, - и потому в социальной сфере ренессанс устаревших форм организации и мышления настолько заметен. Хотя большинство россиян пользуются сегодня теми же мобильными телефонами, компьютерами и планшетами, что и жители развитых стран, их социальные паттерны и стереотипы поведения разделяет всё большая пропасть. "Особый путь", который якобы выбрала для себя Россия, уводит её от современности... В России сегодня нет - и я не вижу условий для её появления - самой главной предпосылки модернизации: широкого общественного консенсуса по вопросу о неприемлемости существующего положения вещей."
Нас в большей мере заинтересовал бы вопрос, возможна ли "современная семья" в несовременной стране. В книге Иноземцева описание социальных структур содержится в разделе, посвященном социальной проблематике архаизирующейся страны. Но вот и название этой главы самое безапелляционно-печальное: "Навстречу социальной катастрофе". В ней автор описывает многочисленные "мешающие экстерналии", делающие социальный пейзаж России исключительно удручающим. Более того, этот пейзаж, согласно Иноземцеву, вынуждено антагонистичен "излишнему" населению (с. 204). Экономика имеет структуру, в которой рабочие руки и излишне интеллектуальные головы не востребованы, и им найти свое адекватное место в экономике. Там же целая глава посвящена такому явлению как "Отупление нации". Многие критики спорят с утверждениями автора, но, жизненно говоря, на каком то уровне это наступающее отупление было хорошо заметно. В частности, это явление спускающегося сверху отупления можно было видеть по изменившемуся тону и содержанию прессы примерно с 2013/14 году. Примерно в то же время и Яндекс новости превратился в то, что превратился. Глава наиболее близко подходящая к семейной тематике называется "Отторжение идеи равенства". В ней все грустно:
"...смерды и ребенок их смердом родились, смердом и умер... вся система приходит в движение , защищаясь от претензий тех, кто, по ее понятиям, ну никак не может быть равен самопровозглашенной знати... Это "феодальное" неравенство, все более заметное в российском обществе, является идеальным подтверждением его несовременности... Такая "традиция" несовместима с современностью."
Что должно случиться, чтобы страна предпочла современность архаике, а реалистическое восприятие мира - примитивному мифотворчеству? Никто сейчас не берется ответить на этот вопрос, даже и профессор Иноземцев. Но ведь когда то придется начинать модернизироваться, чтобы строить в стране современный мир? Иначе мы съедим сами себя, общество схлопнется вместе с семьей и государством, которые всегда плывут в одной лодке. Это все, разумеется, прожектерство, но со своей стороны, мы пожелаем прочитать книгу Владимира Иноземцева "Несовременная страна. Россия в мире XXI века" и подумать о том, как остановить скатывание в пропасть.