Примеры семейной политики: Франция | АНО «Современная семья»

Примеры семейной политики: Франция

В семейной политике Франции Россия может почерпнуть немало полезных рецептов для улучшения своих демографических показателей, считает доцент Высшей школы экономики Сергей Рыбальченко ( Доклад С. Рыбальченко о связи демографии и семейной политики).                                                                                

французская семья

«Семейное» наследие де Голля

«Многолетний национальный консенсус в понимании необходимости системной поддержки семей с детьми» – в этом,  по мнению исследователя, секрет высоких демографических показателей Франции.

Государственная поддержка, реализуемая на протяжении уже более 60 лет, включает многочисленные семейные пособия и выплаты, отпуска по уходу за детьми, налоговые льготы, бесплатные ясли и детские сады. До 46% всех выплат приходится на многодетные семьи. Семейная политика во Франции ориентирована на занятость родителей. Женщинам оказывается помощь в совмещении родительских и трудовых обязанностей. Существует развитая система ухода за детьми до 3-х лет, дошкольное образование получают почти все дети до 6 лет. Управление семейной политикой строится на принципах партнерства государства, бизнеса, общественности и семей. Существует продуманная система институтов семейной политики (среди них – Высший совет по делам семьи, Национальная касса семейных пособий и т.д.)

Демографические дивиденды такой политики вполне показательны, подчеркнул Рыбальченко. К 2050 году население Франции, по прогнозам, составит 75 млн человек против 60,7 млн сейчас. С 1994 по 2010 гг. суммарный коэффициент рождаемости (СКР) – среднее число рождений на одну женщину фертильного возраста – вырос с 1,6 до 2,07. Таким образом, Франция, в отличие от ряда других развитых стран, достигла уровня простого воспроизводства населения.

Для сравнения: в России в 2011 г суммарный коэффициент рождаемости составил 1,58. В 2025 году этот показатель в соответствии с Концепцией демографической политики в РФ должен достигнуть 1,95 (что меньше уровня простого воспроизводства населения).

“Заветы” семейной политики от Шарля де Голля

Политика поддержки рождаемости во Франции восходит к Шарлю де Голлю. В марте 1945 года де Голль заявил, что Франции нужны 12 млн новорожденных детей в течение 10 лет, и тем самым провозгласил начало активной семейной политики. В тот же период были созданы Национальный институт демографических исследований Франции и основные институты семейной политики. Исследователь говорит о следующих главные принципы семейного курса Франции, которые в сумме дают  синергетический эффект:

  1. Политика в этой области должна оправдывать свое название: она должна быть нацелена на семью, а не на отдельных ее членов. Поэтому все налоговые скидки и социальные меры носят семейный характер.

  2. Универсальность семейной политики: помощь оказывается всем семьям с детьми. Половина всех выплат семейных пособий не связана с уровнем доходов семьи.

  3. Социальность семейной политики: появление ребенка не должно резко снижать уровень жизни семьи.

Льготы и пособия семьям с детьми

Снижение налогов на одну семью составляет до 1400 евро в год, отметил докладчик. Такую льготу получают примерно 6,8 млн семей. В 1945 году, например, был введен семейный коэффициент – реальное снижение налогов, связанных с расходами на детей. По сути, это и смягчение неравенства семей с точки зрения доходов.

  • Семь видов пособий выплачивается семьям независимо от уровня их дохода. Среди них, например, – семейное пособие, начиная со второго ребенка, дополнительное пособие в случае, если родитель полностью или частично оставляет работу для воспитания детей до 3-х лет, помощь матерям-одиночкам, поддержка в случае невыплаты алиментов и т. д.

  • Четыре вида пособий выплачиваются только бедным семьям с детьми. В результате доля бедных детей без учета выплат семейных пособий – 27%, а с учетом – лишь 7%. Бедные семьи получают, помимо единовременного пособия по рождению ребенка и базовых выплат на ребенка до 3-х лет, также средства на школьные принадлежности для детей до 18 лет.

Более 6 млн человек во Франции получают пособие на жилье (если учесть всех членов семьи, эта цифра окажется вдвое больше). Это и прямая помощь в покупке жилья через местные Фонды жилищной солидарности, финансируемые на паритетных началах государством и департаментами, и пособие на оплату жилья (для молодых супругов, семей с детьми или с родителями, находящимися на иждивении, и т.д.). Финансовая поддержка дается и при переезде, ремонте или перестройке жилья.

Среди пенсионных льгот – например, дополнительные 10% к базовой пенсии для женщин, воспитавших троих детей, и еще 5% – за каждого последующего, а также страхование пенсий для домохозяек с детьми (для бедных семей).

Забота о младенцах

Обеспеченность услугами присмотра за детьми до трех лет составляет во Франции 48%, привел данные докладчик. В России – втрое меньше, 16%. Между тем, это важнейший фактор роста рождаемости – за счет дополнительных возможностей для женщин совмещать работу и воспитание детей. Система ухода за детьми раннего возраста – это ясли (муниципальные, ведомственные, семейные, частные, микроясли на предприятиях), няни и финансовая помощь семьям, если за детьми присматривают родственники (180 евро в месяц). Воспитатели также могут принимать детей у себя дома. Подготовка педагогов подтверждается государственным сертификатом.

Институты семейной политики

Национальная касса семейных пособий во Франции – управляющий партнер государства в сфере семейной политики. По  словам Рыбальченко, этот институт семейной политики напоминает «симбиоз Фонда социального страхования и Фонда поддержки детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях». Он определяет основные направления политики социальной поддержки.

Существует также Национальный союз семейных ассоциаций UNAF – институт общественно-государственного партнерства, учрежденный Шарлем де Голлем и финансируемый государством. Он объединяет 70 национальных движений и свыше 7 тыс. организаций по всей Франции, имеет 17 тысяч представителей во всех структурах, влияющих на семейную политику.

У UNAF две миссии: представлять интересы семей в госструктурах и участвовать в управлении службами, которые находятся в ведомстве госструктур.

Новые возможности для России

На основе французского опыта Рыбальченко считает необходимым переход от стимулирования рождаемости – к «снятию препятствий на пути семей иметь желаемое число детей». Он предложил перспективные для России решения в области семейной политики, исходя из опыта Франции:

  1. Развитие принципов универсальности и семейности через налоговое законодательство. Формирование институтов семейной политики:

    • Совет по делам семьи и национальному развитию при Президенте РФ, советы по делам семьи при губернаторах и главах муниципальных образований;

    • Фонд поддержки семей и детей (на базе Фонда социального страхования и Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);​

    • Центры поддержки семьи в каждом муниципальном районе и городском округе: социальная работа с семьями.

  2. Формирование развитой системы услуг по уходу за детьми до трех лет (в том числе вне структуры дошкольного образования).

  3. Формирование системы семейных пособий и выплат, существенно  снижающих риск попадания в бедность при рождении ребенка. Использование материнского капитала на текущие выплаты по социальному контракту, расширение применения в сельской местности (автомобиль, фермерское хозяйство).

  4. Формирование рынка арендного жилья в интересах семей с детьми – субсидированного найма жилья.

  5. Расширение пенсионного обеспечения – увеличение предельного срока, зачисляемого в трудовой стаж, до 1,5-2 лет на каждого ребенка.

Источник

Раздел сайта

%D0%93%D0%B8%D1%84%D0%BA%D0%B0_2.gif