На сайте “Школьные проекты” в 2017 году была опубликована статья “Ты же девочка”. Ее смысл в том, чтобы начиная со школьного возраста необходимо расширять кругозор детей, пытаться избавлять их от представления об исключительно мужских и женских работах и обязанностей по дому, дать возможность лучше раскрыть и проявить свои индивидуальные интересы и способности: “Школа посредством стереотипов отдает приоритет стандартам «мужского» и «женского», принятым в обществе, а не личности с ее частными способностями и стремлениями”, - основная идея статьи.
В упомянутой статье описываются следующие проблемы школьного воспитания:
-
Сексизм в школьных учебниках
“Школьные учебники предписывают примитивные и поверхностные представления о распределении ролей между полами. На этот счет проведен ряд исследований. Так, в 2014 году кандидат социологических наук Колосова Е.А. в статье «Гендерная и профессиональная социализация детей в учебниках для начальных и подготовительных классов» проанализировала 5 учебников и выяснила, что изображения лиц мужского пола, занятых профессиональной деятельностью, преобладают над количеством изображений лиц женского пола. То есть, учебная литература насыщена иллюстрациями, где женщина в образе домохозяйки закреплена за приватной сферой, за домом и семьей, в то время как мужчина изображен как ключевая фигура публичной сферы, за пределами дома и, чаще всего, на работе. Стоит отметить, что такая проблема характерна не только для России”.
-
Разделение уроков труда на мальчиковые и девичьи
“Знакомое нам разделение девочек и мальчиков на уроках труда в средней школе – еще одна своеобразная лакмусовая бумажка, определяющая ориентированность школы на поддержание гендерных стереотипов. Традиционно детей разводят по разным кабинетам: мальчикам выдают лобзик, а девочкам – спицы. Такое разграничение сложилось благодаря принятым и устоявшимся в обществе взглядам на распределение хозяйственных (а в некоторых случаях и профессиональных) обязанностей. Несмотря на то, что последнее время все чаще обсуждаются принципы семьи, основанной на равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, школа отстаивает «традиционное» распределение ролей в ведении домашнего хозяйства. Лишь исключительное количество школ решились на совместные уроки труда: полгода дети вместе учатся мастерить, сверлить и чинить, вторую половину года – готовить и вести хозяйство. Стоит отметить, что в этой системе есть рациональное зерно. Во-первых, дети получают более широкий спектр навыков, во-вторых, они имеют полное право заниматься тем, что им действительно интересно”.
-
Женский преподавательский состав школ
“В России на 2008 год, по подсчетам Госкомстата, доля женщин-преподавателей в сфере начального и среднего образования составила соответственно 98,5 и 90,3%.Чем грозит исчезновение мужчин из школьного педагогического корпуса? Наиболее полно ответ на этот вопрос дает М.Т. Полывянная в исследовании «К вопросу о феминизации учительства». Социолог заключает, что социализация подрастающего поколения — фундаментальная функция школьного образования и гендерный состав учителей во многом связан с усвоением подростком половых моделей поведения. На сегодняшний день, ребенок, попадая в школу, оказывается преимущественно под женским контролем. Отсюда происходит заимствование прежде всего феминной, то есть женской, модели поведения”
-
Гендерно окрашенный подход к мотивации учеников
“Учителя младших классов способствуют проявлению инициативы у мальчиков, лидерских качеств, активной роли в учебном процессе, девочки же обречены на пассивность, им отводится вторая роль в классе. Как это происходит? Так, проблемы с учебой у мальчиков педагоги чаще всего объясняют неусидчивостью, что отчасти мотивирует их на учебу и успех. Отсутствие способностей – причина неуспехов в учебе у «усидчивых, хороших» девочек. Такое толкование трудностей у девочек в процессе обучения выступает барьером для их мотивирования, нацеливания на хороший результат. Исследование социолога Радиной о самооценке школьников выявило, что на этапе дошкольного образования девочкам присущ достаточно высокий уровень самооценки в отличие от мальчиков. С поступлением в школу в отношении самооценки детей полюса меняются кардинально, что свидетельствует о некотором гендерном неравенстве при взаимодействии с учащимися”.
Таким образом, мы можем предложить следующие решения исходя из обозначенных проблем:
-
Поднимать долю мужчин - преподавателей в начальной и средней школе.
-
Постепенно отказываться от описания в школьных учебниках профессий как гендерно специфических.
-
Постараться изменить школьную особенность со стороны преподавателей (- женщин) ожидания больших результатов от мальчиков и соответственного более активного стимулирования девочек к активному обучению.
-
Перейти на общие уроки труда.
Говоря в целом, традиционная семейная и общественная среда (усредненно) - рассадник гендерных стереотипов: мальчики должны стать космонавтами, а девочки - учителями начальных классов. Двигаться по накатанной веками колее не сложно: и из девочек будут получаться прекрасные домохозяйки и учителя, а из мальчиков - хорошие физики и космонавты. Это нормально. Но современный социум хочет большего: максимального развития каждой личности - вне зависимости, мужчина это или женщина. Поэтому сглаживание гендерных диспропорций в образовании - важная задача современного образования.
Интересные статьи по теме:
1. Активный мальчик - это нормально, для девочки патология. Статья из Мела
2. Гендерное равенство и современная семья. Наш сайт
3. Женское правление и феминизм. Наш сайт