Постепенно менять гендерные стереотипы | АНО «Современная семья»

Постепенно менять гендерные стереотипы

отличницы

 

На сайте “Школьные проекты” в 2017 году была опубликована статья “Ты же девочка”. Ее смысл в том, чтобы начиная со школьного возраста необходимо расширять кругозор детей, пытаться избавлять их от представления об исключительно мужских и женских работах и обязанностей по дому, дать возможность лучше раскрыть и проявить свои индивидуальные интересы и способности: “Школа посредством стереотипов отдает приоритет стандартам «мужского» и «женского», принятым в обществе, а не личности с ее частными способностями и стремлениями”, - основная идея статьи. 

В упомянутой статье описываются следующие проблемы школьного воспитания:

  1. Сексизм в школьных учебниках

“Школьные учебники предписывают примитивные и поверхностные представления о распределении ролей между полами. На этот счет проведен ряд исследований. Так, в 2014 году кандидат социологических наук Колосова Е.А. в статье «Гендерная и профессиональная социализация детей в учебниках для начальных и подготовительных классов» проанализировала 5 учебников и выяснила, что изображения лиц мужского пола, занятых профессиональной деятельностью, преобладают над количеством изображений лиц женского пола. То есть, учебная литература насыщена иллюстрациями, где женщина в образе домохозяйки закреплена за приватной сферой, за домом и семьей, в то время как мужчина изображен как ключевая фигура публичной сферы, за пределами дома и, чаще всего, на работе. Стоит отметить, что такая проблема характерна не только для России”.

  1. Разделение уроков труда на мальчиковые и девичьи

“Знакомое нам разделение девочек и мальчиков на уроках труда в средней школе – еще одна своеобразная лакмусовая бумажка, определяющая ориентированность школы на поддержание гендерных стереотипов. Традиционно детей разводят по разным кабинетам: мальчикам выдают лобзик, а девочкам – спицы. Такое разграничение сложилось благодаря принятым и устоявшимся в обществе взглядам на распределение хозяйственных (а в некоторых случаях и профессиональных) обязанностей. Несмотря на то, что последнее время все чаще обсуждаются принципы семьи, основанной на равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, школа отстаивает «традиционное» распределение ролей в ведении домашнего хозяйства. Лишь исключительное количество школ решились на совместные уроки труда: полгода дети вместе учатся мастерить, сверлить и чинить, вторую половину года – готовить и вести хозяйство. Стоит отметить, что в этой системе есть рациональное зерно. Во-первых, дети получают более широкий спектр навыков, во-вторых, они имеют полное право заниматься тем, что им действительно интересно”.

  1. Женский преподавательский состав школ

“В России на 2008 год, по подсчетам Госкомстата, доля женщин-преподавателей в сфере начального и среднего образования составила соответственно 98,5 и 90,3%.Чем грозит исчезновение мужчин из школьного педагогического корпуса? Наиболее полно ответ на этот вопрос дает М.Т. Полывянная в исследовании «К вопросу о феминизации учительства». Социолог заключает, что социализация подрастающего поколения — фундаментальная функция школьного образования и гендерный состав учителей во многом связан с усвоением подростком половых моделей поведения. На сегодняшний день, ребенок, попадая в школу, оказывается преимущественно под женским контролем. Отсюда происходит заимствование прежде всего феминной, то есть женской, модели поведения”

  1. Гендерно окрашенный подход к мотивации учеников

“Учителя младших классов способствуют проявлению инициативы у мальчиков, лидерских качеств, активной роли в учебном процессе, девочки же обречены на пассивность, им отводится вторая роль в классе. Как это происходит? Так, проблемы с учебой у мальчиков педагоги чаще всего объясняют неусидчивостью, что отчасти мотивирует их на учебу и успех. Отсутствие способностей – причина неуспехов в учебе у «усидчивых, хороших» девочек. Такое толкование трудностей у девочек в процессе обучения выступает барьером для их мотивирования, нацеливания на хороший результат. Исследование социолога Радиной о самооценке школьников выявило, что на этапе дошкольного образования девочкам присущ достаточно высокий уровень самооценки в отличие от мальчиков. С поступлением в школу в отношении самооценки детей полюса меняются кардинально, что свидетельствует о некотором гендерном неравенстве при взаимодействии с учащимися”.

Таким образом, мы можем предложить следующие решения  исходя из обозначенных проблем:

  1. Поднимать долю мужчин - преподавателей в начальной и средней школе.

  2. Постепенно отказываться от описания в школьных учебниках профессий как гендерно специфических.

  3. Постараться изменить школьную особенность со стороны преподавателей (- женщин) ожидания больших результатов от мальчиков и соответственного более активного стимулирования девочек к активному обучению.

  4. Перейти на общие уроки труда.

Говоря в  целом, традиционная семейная и общественная среда (усредненно) - рассадник гендерных стереотипов: мальчики должны стать космонавтами, а девочки - учителями начальных классов. Двигаться по накатанной веками колее не сложно: и из девочек будут получаться прекрасные домохозяйки и учителя, а из мальчиков - хорошие  физики и космонавты. Это нормально. Но современный социум хочет большего: максимального развития каждой личности - вне зависимости, мужчина это или женщина. Поэтому сглаживание гендерных диспропорций в образовании - важная задача современного образования.

Интересные статьи по теме:

1. Активный мальчик - это нормально, для девочки патология. Статья из Мела

2. Гендерное равенство и современная семья. Наш сайт 

3. Женское правление и феминизм. Наш сайт
 

Видео
Теги
Раздел сайта

%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D1%80-300%D1%85400.gif