Перестать бояться неопределенности | АНО «Современная семья»

Перестать бояться неопределенности

Резюме: вместе с современным детством существенно изменилось и родительство. Материнство фактически становится профессией: в обществе воспитание детей все чаще воспринимается как работа, требующая специальных знаний и психологических навыков. Методы обучения успешному родительству исследовали ученые Института образования НИУ ВШЭ – замдиректора Центра развития лидерства в образовании, профессор Катерина Поливанова, аналитик Ирина Вопилова и научный сотрудник Анастасия Нисская.

яблоко от яблони

 

В России, как и во многих других странах, наблюдается «родительский бум»: множатся тренинги для матерей и отцов, центры, предлагающие услуги детских и семейных психологов, культурные мероприятия для всей семьи, книги, журналы, теле- и радиопередачи о воспитании детей. С одной стороны, это связано с тем, что в новых реалиях дети взрослеют совсем иначе: меняются, возрастные границы, восприятие ключевых событий в жизни и пр. (см. об этом статью Детство изменилось и требует нового понимания). С другой стороны, и само родительство теперь предполагает множество моделей. Так, оно явно переосмысляется – трактуется в терминах самоактуализации родителей.

Не случайно многие матери и отцы изъявляют готовность вкладывать большие ресурсы в формирование успешного будущего своих детей. Столь же логичен и феномен «полного погружения» матерей и и/или отцов в процесс воспитания ребенка. Возможно, отчасти он объясняется тем, что родители расценивают свою миссию и как дополнительную опцию для самореализации, как творческий процесс, способствующий и их собственному развитию. 

В контексте такого воспитательского бума родители стремятся стать профессиональнее: учатся грамотно выстраивать воспитание и заботу о детях. Соответствующие образовательные программы в изобилии представлены в России. Главным их трендом логично становится работа с личностью родителя, с его уверенностью в умении справляться с вызовами процесса воспитания.

Родительские практики стали разнообразнее

Сейчас одновременно сосуществуют разные дискурсивные модели родительства – от патриархальной до более современной. Так, родительская миссия может описываться в терминах репродукции, в категориях заботы и ухода за ребенком (питание, гигиена, здоровье). Рассуждения о ней могут фигурировать в социально-патриотическом контексте, когда в родительстве акцентируется исполнение «общественного долга». Наконец, в современной трактовке материнство и отцовство – это возможность самореализации.

«Модальность» родительства – способ общения с детьми – также варьируется. Во многих семьях родители по-прежнему ведут себя авторитарно. В то же время, модно и «неимперативное родительство», которое, по логике вещей, должно приносить удовольствие всем домочадцам. Оно связано с пониманием семейных взаимоотношений как результата совместного творчества все членов семьи.

От программ о гигиене – к программам о личностном развитии

В условиях такой вариативности понимания родительства матерям и отцам предлагают самые разные образовательные услуги (государственные и частные). Эти программы эволюционировали в течение XX в. от школ для молодых матерей, обучавших уходу за ребенком (такой просветительской деятельностью, например, занимался «Союз для борьбы с детской смертностью в России», созданный в 1904 году), до интернет-сообществ и групп в соцсетях, а также видеоуроков, посвященных общению с ребенком. Если поначалу родителей просвещали, в основном, медики и общественные деятели, то потом к ним подключились психологи. 

Лекционная форма подачи знаний для родителей (монолог педагога) давно потеснена интерактивными практиками – теми же тренингами, в ходе которых участники обмениваются опытом, обсуждают воспитательные ситуации. Сменился и смысловой акцент программ – поворот в сторону психологии произошел в конце 1960-х – начале 1970-х во многих странах мира. Он выразился в интересе к проблемам личностного развития родителей, выстраиванию гармоничных отношений в семье. Это означало другое качество общения отцов и детей. В России на этой психологической ниве трудились «родительские университеты» (они существовали с 1940-х до 1980-х годов). Ретранслятором таких знаний была школа. Тренинговая же форма работы стала развиваться в стране в 1990-е годы.

Сегодня есть множество родительских учебных программ – индивидуальных, групповых, с задействованием интернета и без него. Аудитория тренингов тоже пестра: есть занятия для представителей различных этнических групп, для родителей, переживших развод или другие жизненные коллизии, для матерей и отцов детей с психическими заболеваниями. Признаками качественных программ служат ясная теоретическая база, четко сформулированные цели и столь же определенный круг решаемых проблем, отметили авторы статьи. Для простых задач годятся короткие программы, серьезные же проблемы воспитания требуют более продолжительных занятий.

Помощь в период кризиса

В поддержке специалистов нуждаются родители, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, родители детей, с трудом справляющихся с переходным периодом (адаптация к школе, подростковый возраст). Так или иначе, это своего рода «антикризисный менеджмент».

Эффективны мультикомпонентные программы, предполагающие «и информационное сопровождение, и формирование новых коммуникативных навыков, и проработку личностных конфликтов», указали исследователи. Хорошие программы, как правило, сфокусированы на конкретном родительском запросе. Главный тренд таких занятий – работа с установками и переживаниями родителя, его тревогами и сомнениями в собственной воспитательской компетентности.  

Родителям нужен психологический самоменеджмент

Современным родителям необходимо развивать навыки саморегуляции и способности к принятию независимых решений. Они во многом совпадают с самоэффективностью – верой в результативность своих действий, уверенностью в своих навыках, умением совладать со своими эмоциями. Родительская самоэффективность помогает решать многие психологические проблемы в семье – от депрессии матери до капризного характера малыша. Материнская самоэффективность и воспитательные практики вообще тесно взаимосвязаны.

Согласно ряду исследований, самоэффективные родители реже наказывают детей, более чутки и отзывчивы. Очевидно, они и более стрессоустойчивы (и, соответственно, учат противостоять стрессу и детей). На тренингах, обучающих самоэффективности, особенно важны такие методы, как анализ опыта – своего и чужого, получение поддержки от значимого окружения, повышение толерантности к неопределенности (умение действовать в непредсказуемых обстоятельствах) и получение ярких эмоций.  

Важно обсуждать свой и чужой опыт

Родительская аудитория специфична: каждому хочется считать себя экспертом в воспитании детей. Постулирование преподавателем принципиально иных способов поведения может вызвать у слушателей протест. Плодотворнее оказывается более деликатное обращение с опытом родителей. Он становится ресурсом для повышения самоэффективности тогда, когда конструктивно обсуждается референтной группой в психологически комфортных условиях (без осуждения). Это помогает подготовиться к решению новых задач.

По той же причине важен и обмен опытом между родителями. «Самостоятельные решения проверяются опытом других родителей, лучше осознаются их побудительные мотивы и возможные последствия». В целом расширение поведенческого репертуара взаимодействия с ребенком укрепляет веру родителя в то, даже самые трудные воспитательные задачи – решаемы.

На создание такой уверенности направлен и эффект создания поддержки от значимого окружения – друзей, родителей, сверстников, единомышленников. Родители, обсуждающие общие проблемы, а также свои установки и поведение, по сути, участвуют в коллективном педагогическом творчестве. Такое общение (в родительских клубах, на тренингах и пр.) способно принести людям массу положительных эмоций, что тоже ассоциируется с самоэффективностью. 

Маневрировать и перестать бояться неопределенности

Воспитание детей – задача со многими неизвестными. Сложно спрогнозировать, какие задатки проявятся у ребенка, как скажется наследственность и повлияет окружение и пр. Трудно предугадать, и каковы будут критерии успешности к моменту, когда ребенок повзрослеет. Поэтому отсутствие боязни перед ситуацией неопределенности, умение конструктивно действовать в неоднозначных условиях – это явное подспорье для повышения родительской самоэффективности.

В группе такие ситуации «неизвестности» легко моделируются: родители сталкиваются с новыми людьми, чье отношение трудно спрогнозировать, выполняют неожиданные творческие задания, отвечают на сложные открытые вопросы и пр. Все это помогает родителям хорошо справляться со своей ролью воспитателей и при этом ощущать свою миссию не как «долг» или «бремя», а как удовольствие и творчество.

Обзор статьи "Образовательные программы для родителей: история и современные тенденции" (Поливанова К.Н., Вопилова И.Е, Нисская А.К.).  Ссылка

Раздел сайта

%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D1%80-300%D1%85400.gif