«Наилучшая и доставляющая наибольшее удовольствие – жизнь, подчиненная уму». Аристотель
Слово Leisure (свободное время) происходит от латинского licere, означающее «быть свободным», этот термин впервые появился в начале XIX века во время индустриальной революции, когда рабочие на фабриках должны были работать по 18 часов в сутки, отдыхая только по воскресеньям. Писатель Белфорт Бакс в 1884 году написал книгу «Социализм и вопрос о воскресенье». Он хотел, чтобы каждый человек имел возможность на отдых и фокусировал своё внимание на выделении одного универсального дня отдыха. И это быстро случилось, и даже с большой прибавкой.
Во второй половине 19 в. давление профсоюзов и усовершенствование технологий привели к уменьшению рабочих часов и появлению официальных выходных. Первый отпуск к морю был взят в 1870 году, и новый социальный опыт быстро стал распространяться по Европе и Северной Америке.Рабочие копили со своих зарплат, чтобы собрать деньги к отпускам. Эта тенденция быстро прижилась, включилась в экономическую схему и стала работать на экономику этих стран. После 2-й Мировой войны пришла теория «социализма свободного времени», которая говорила о том, что если каждому жителю страны дать по маленькому кусочку (экономического) пирога, то минимальные потребности каждого человека будут удовлетворены. Тогда люди могут использовать своё свободное время на благо и развитие искусства, спорта и любых других видов свободного времяпрепровождения. Таким образом, правильность социального развития должна определяться в большей степени количеством досуга у людей и возможностью его качественно использовать, нежели чем накоплением денег.
Классики о досуге
Первым, кто поставил вопрос о понятии «свободное время», был Томас Мор. Он определил, что время для труда в Утопии должно составлять 6 часов, а все остальное время – это досуг за вычетом времени на еду, сон и др. необходимости. Общество заботится о свободном времени граждан дабы последние могли насладиться жизнью, получить образование, обрести духовную свободу. Разумеется, утопиец не должен злоупотреблять свободным временем в излишествах и лености, а чтобы на свободе от своего ремесла, по лучшему уразумению, удачно применить эти часы на какое-либо другое занятие. Напомним же читателю главную цель жизни государства Утопии: “... насколько позволяют общественные нужды избавить всех граждан от телесного рабства и даровать им как можно больше свободного времени для духовной свободы и просвещения. Ибо в этом … заключается счастье жизни”.
Следующий великий теоретик досуга – К. Маркс, который характеризовал свободное время как «пространство» свободного развития и свободной жизнедеятельности, в котором происходит творческое становление человека как индивидуальности и как гармонической личности. Свободное время — это время за пределами материального производства: «Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства», там, где, «начинается развитие человеческих сил… истинное царство свободы, которое, однако, может расцвести лишь на… царстве необходимости, как на своем базисе. Сокращение рабочего дня — основное условие». Для Маркса исторический процесс в плане свободного времени — это процесс создания все большей массы досуга, постепенный переход человека из сферы собственно материального производства к «более возвышенной деятельности». Одновременно это и процесс осознания самим человеком того настоящего богатства, которое сосредоточено в свободном времени. «… Настоящее богатство — такое время, которое не поглощается непосредственно производительным трудом, а остается свободным для удовольствий, для досуга, в результате чего откроется простор для свободной деятельности и развития… “.
С теорией досуга все понятно, и сейчас у людей хватает досуга. Но какой досуг хороший и правильный? Для ответа обратимся к “Никомаховой этике” Аристотеля (IV век до н.э.), в которой философ задается актуальнейшим во все времена вопросом: «Как жить хорошо?» Ответ на него кроется в десяти томах «Этики». Бóльшая часть первых девяти посвящена тому, что Аристотель называет «нравственными добродетелями», например выполнению своих обязанностей или справедливым действиям в спорных ситуациях и мужественным – в минуты опасности. Однако в последней десятой книге Аристотель отступает от освещения героических добродетелей и говорит о совсем других вещах: «Наилучшая и доставляющая наибольшее удовольствие – жизнь, подчиненная уму». Она же, по его мнению, и самая счастливая, потому что созерцание – это «деятельность, которую любят во имя нее самой, ибо от нее ничего не бывает, кроме осуществления самого созерцания». В этом смелом утверждении Аристотель определяет, возможно, впервые в истории письменной философии концепцию, которая сохраняется на протяжении тысячелетий и является очень важной и сегодня: хорошо прожитая жизнь требует деятельности, которая не служит никаким другим целям, кроме удовлетворения того, что сама порождает. В этой философской максиме, безусловно, говорится о досуге (он же не осуществляет никаких материальных вещей).
В современной интерпретации “Этики” философом Массачусетского технологического института Кирана Сетия, если ваша жизнь состоит только из действий, «ценность которых зависит от наличия проблем, трудностей, потребностей, которые эти действия стремятся решить», вы уязвимы перед экзистенциальным отчаянием, которое возникает в ответ на неизбежный вопрос: разве в этом смысл жизни? Сетия отмечает, что один из способов избежать этого отчаяния – следовать за Аристотелем по пути, дающему «источник внутренней радости».
К глубокому размышлению и качественному досугу
В мире определенно что то идет не так, вразрез теории “социализма свободного времени”: чтобы выжить в профессиональной жизни, надо слишком много работать, а в остальное время “быть на связи” или читать что то по своей теме, опять таки в своем гаджете. У человека практически не остается времени, когда он может выпустить смартфон (или др. гаджет) из рук. Соответственно, все большее число людей не в состоянии обеспечивать себе высококачественный (сбалансированный) досуг, в котором, по мнению Аристотеля, заключается основа для человеческого счастья. В итоге возникает пустота, которая была бы невыносимой, если бы не цифровой шум, помогающий ее игнорировать. Когда общинных и семейных традиций становится все меньше, пробел между работой, семейными обязанностями и сном легко заполнить, вынув смартфон или планшет и погрузиться в бесконечное пролистывание (постукивание, смахивание и прочее жестикулирование). Сооружение барьеров против экзистенции – это не новость. До появления постоянного он-лайн и 4G малосмысленное телевидение и пьянство помогали (как еще и сейчас) избежать глубокого размышления. Но сегодня передовые технологические возможности экономики внимания особенно эффективны для впадания в бездумное забытье.
Решение проблемы - цифровой минимализм и планирование досуга
(Кэл Ньюпорт. Цифровой минимализм. Фокус и осознанность в шумной мире. Книга на Литрес)
Цифровой минимализм адаптирует классическую аристотелевское утверждение к современным реалиям. Ньюпорт изучил опыт цифровых минималистов (не путать с неолуддизмом, чьи адепты пропагандируют отказ от новых технологий). Нет, герои его книги ни от чего слепо не отказываются. Они просто «безжалостно сокращают свое пребывание онлайн ради небольшого количества особо ценных для себя дел и (возможно) преуспели в этом. Минималисты проводят в интернете намного меньше времени, чем все остальные. Их образ жизни покажется крайностью, но для них крайность – это то, сколько времени другие проводят перед экраном. Минималисты поняли, что ключ к процветанию в нашем высокотехнологичном мире заключается в том, чтобы тратить на технологии минимум времени.
Но прежде чем отбросить худшие из своих цифровых привычек, они разрабатывали высококачественный досуг. На деле многие минималисты подтверждают: цифровые привычки, которые они ранее считали неотъемлемой частью своего дня, оказывались бессмысленными, как только эти люди начинали тщательнее продумывать и планировать свое свободное время. Когда пустота заполнена, больше не нужно отвлекаться на то, чтобы избежать ее. Вдохновившись этими наблюдениями, Кел хочет помочь читателям создать свой собственный высококачественный досуг.
Суммируя вышесказанное, скажем, что Кел Ньюпорт связывает высококачественный досуг в один ряд с деятельностью, приносящей радость. И она же играет главную роль в достижении хорошей жизни: для успешного решения проблем современного цифрового мира необходимо понимать и применять основные идеи этой древней мудрости. Другими словами, ключ к процветанию в нашем высокотехнологичном мире в том, чтобы тратить на технологии минимум времени.
Пример из реальной жизни: 5-и часовая рабочая неделя.
Подсмотрено на Vc.ru.
Владелец небольшой немецкой консалтинговой компании Rheingans Digital Enabler Лассе Райнганс рассказал The Wall Street Journal о результатах эксперимента по сокращению рабочего дня с восьми до пяти часов. Компания из 16 сотрудников занимается разработкой сайтов, приложений и платформ электронной коммерции. В рамках эксперимента (начался в 2017 г.) у всех остались те же зарплаты и отпуска. Сотрудники начинают работать в 8 утра и могут уйти уже в 13:00. Для сохранения эффективности Райнганс исключить отвлекающие факторы и ввёл 5 правил, которые не позволяют работникам отвлекаться на гаджеты.
У работников появилось больше времени на хобби и близких. Например, 25-летний помощник по маркетингу Лукас да Коста смог вновь взяться за написание портретов и стал чаще играть в баскетбол с друзьями. «Когда работаешь до самого вечера, то хочется прийти домой лечь на диван и лежать», — вспоминает он.
Лассе Райнганс начал искать новые концепции рабочего графика ещё до покупки Digital Enabler. В предыдущей компании он договорился о сокращении своей зарплаты в обмен на два лишних выходных в неделю, чтобы больше времени проводить с детьми. Спустя несколько месяцев Райнганс потребовал восстановить старую зарплату, потому что выполнял тот же объём работы, что и в «пятидневку». Его партнёры согласились, хотя не скрывали, что их такой подход раздражает.
Райнганс заимствовал модель пятичасового рабочего дня у стартапа Tower Paddle Boards из Сан-Диего, который перешёл на такой график в 2015 году. Гендиректор Tower Paddle Boards Стефан Аарстол ввёл пятичасовой рабочий день, так как испытывал чувство вины из-за того, что заканчивал раньше своих подчинённых. Аарстол рассказал WSJ, что поначалу эксперимент был успешным, но через два года глава компании оставил пятичасовой график только на летний период. «Мы потеряли наш дух стартапа. Жизнь сотрудников за пределами работы стала гораздо лучше, но это повлияло на их энтузиазм», — объяснил он.
Качественный досуг для современной семьи
Все эти рассуждения нужны были для того, чтобы определить новое свойство для развиваемого нашей организацией конструкта “Современная семья”. С первым свойством мы уже определись - это гендерное равенство. Здесь интересно провести параллель с Утопией Томаса Мора, который также провозглашал гендерное равенство в своем государстве – прежде всего по отношению всех утопийцев к труду. Вряд ли он размышлял о том, чтобы мужчины не менее женщин вкладывались в воспитание/уход за детьми.
И теперь мы можем сказать и о новом свойстве – стремлению к качественному досугу, как совместному, так и отдельному у каждого члена семьи. Общенаучные рассуждения по этому вопросу можно посмотреть здесь. Если у членов семьи нет времени (сил, ресурсов) для совместного времяпровождения, то отношения в такой семье имеет высокий риск деградации, а сама - к распаду.
Таким образом, мы усматриваем признаки современности в такой семье, которая характеризуется стремлением к гендерному равенству и которая предпринимает усилия для организации качественного (и разнообразного) досуга.
Осталось подыскать нашей современной семье общественно-политическую позицию, и тогда мы сможем подойти еще ближе к пониманию феномена современной семьи.
PS. Идея этой статьи оформилась после прочтения публикации на Republic