Нежная возлюбленная Данте Беатриче, мужественная Орлеанская Дева Жанна д`Арк, прекрасная королева Англии Алиенора Аквитанская — именно эти образы всплывают в голове прежде всего, когда речь заходит о Средневековье. Но на деле в те времена прекрасным дамам жилось далеко не так сладко, как пел в своих стихах автор «Божественной комедии».
Обуздать!
В IX веке на одном из церковных соборов всерьез обсуждали вопрос, человек ли женщина вообще? Но потом потолковали и решили, что от кого же Христу было перенять человеческую природу, если не от Девы Марии? Постановили: женщины — все-таки люди. Но Еву прельстил змей-искуситель, если бы не она, жили бы люди в раю припеваючи. Так что проблемы все из-за женщин, и относиться по-людски к ним так и не стали.
Несмотря на шквал критики в адрес женщин, отдельные умы задавались вопросами, как в одном лице примирить Еву и Богоматерь? В среде простолюдинов о таких вопросах не беспокоились. Женщина вызывала страх, недоверие и презрение. В границах дома ей не было равных в доминировании по части сексуального, и, безусловно, мужчине следовало обуздать её.
Из-под пера мужчин (особенно церковного звания), лишённых женского общества, родился образ виновницы в грехопадении, жестокой волчицы и ненасытной похотливой свиньи. Раз она соблазняет, значит следует её ненавидеть.
Научно истолковать!
Аристотель высказывался в том роде, что у женщины нет ума: совершенно бессознательное существо, которое не ведает что творит. Иероним Стридонский настоятельно рекомендовал наказывать её за проступки и бить. Со временем авторы ещё немного «преобразили» женщин, добавив ряд характеристик: расточительная, болтливая, капризная. Достоинств — минимум. Отец схоластики Фома Аквинский проделал огромный “труд”, пытаясь типологизировать женской вида человеков. Из этого получилось немного, кроме как опусы наподобие, что у женщины меньше жизненного тепла, чем у мужчины, а живут дамы дольше лишь потому, что меньше работают и интимные связи для них не так изнурительны.
Средневековые учёные мужи обращались к опыту Гиппократа и Галена, а также к астрологии. Зимние, весенние, летние, осенние — для всех нужна была особая модель поведения. Масса внешних проявлений — стремление к красоте и изящности, тяга к материальному, умелое ведение хозяйства, — была вызвана крепкой связью женщины с природой и потусторонним миром. Так, по крайней мере, думали мужчины.
Дамы, разумеется, книг не писали. Вспоминая произведения Элоизы, Марии Французской, Хильдегарды Бингенской XI-XIII веков, можно также выразить сомнения по поводу авторства их опусов. Обиженные и мстительные графини или придворные дамы предпочитали словам действия.
В 1322 Якоба, женщина-врач из Франции, написала в Парижский университет с просьбой разрешить женщинам врачевание, но ей отказали.
Сжечь!
Самый большой интерес вызывают, конечно, истории о сожженных на костре женщинах. Удивительно, но до XIV века женщин, обвиненных в колдовстве, светский суд судил куда строже церковного. Наказывали за реальный вред, нанесенный ворожбой: например, ведьм обвиняли во всех неурожаях и болезнях. Чуть позже связь человека с дьяволом признали большим преступлением и бросились разоблачать колдунов.
В 1478 доминиканские монахи Шпрингер и Инститорис написали книгу «Молот ведьм» — небезызвестное пособие для инквизиторов. Авторы убеждали читателей, что именно женщины легче отклоняются от веры. Слабый пол, по их словам, не может обуздать свою сексуальность и для утоления плотского голода предается утехам с дьяволом. К тому же, женщины болтливы и быстро передают друг другу свои заблуждения. За неугодные Богу дела сжигали, конечно, не только женщин, но их всегда было больше, чем мужчин.
Бить по праву!
Во времена раннего Средневековья кое-какие права у женщин все-таки были. Сведения мы можем найти в «варварских правдах». Например, по Вестготской правде дочери и сыновья были равноправными наследниками, жена могла управлять совместной собственностью супругов. Но с развитием феодализма прав у городских и сельских дам оставалось все меньше: женщины исключались из управления государством, не могли участвовать в выборах, быть священником, врачом, адвокатом или судьей — путь в университеты женщинам был закрыт.
По церковным законам женщины получали возможность управлять монастырями, но не имели права исповедовать. Женщина все еще могла получить землю в наследство, но при замужестве владельцем объявлялся муж. Правда, жена имела право подать на мужа, если тот оказывался нерадивым хозяином. Встречались, конечно, и исключения из правил.
Бить жену вообще не считалось чем-то противозаконным. В XIV веке во Фландрии закон гласил, что муж мог избить жену и даже «замочить ноги в ее крови», но если после этого он смог привести супругу в чувство, то преступником его не считали.
Избиения осуждались церковью: на мужа-хулигана налагалась епитимья. За насилие над женщинами тоже не хвалили, насильник подвергался суровому наказанию. Но загвоздка была в том, что женщина должна была предоставить свидетелей, подтверждающих акт насилия. А если потерпевшая умудрялась забеременеть, то и вовсе считалось, что она получила от соития удовольствие. Тут и дело с концом.
Доколе?
Предпосылки распространения феминистских идей появились уже вместе с эпохой Возрождения, и с культом человека в эпоху Возрожденияю Известн имена Изотты Ногароллы (1418 - 1466), Лауры Череты (1469-1494) и, в особенности, венецианки по рождению, творившей во Франции, Кристины Пизанской (1364–1430), автора “Книги о Граде Женском” (1405 г.) и «Сокровище града женского». В первой книге она описала в ней идеальный город-убежище всех достойных женщин, ощущающих гнет и несправедливость по отношению к ним окружающих мужчин и общества.
Дальнейшее развитие феминизм связан с появлением новых буржуазных отношений, когда промышленники хотели видеть в женщинах еще и собственниц рабочих рук, свободных от предрассудков и ограничений куртуазно-феодальной эпохи. К этому периоду относится творчество Афры Бенн, Мэри Эстел, которых обычно называют первыми защитницами женских прав в Англии. В двух своих наиболее известных книгах, «A Serious Proposal to the Ladies, for the Advancement of Their True and Greatest Interest» (1694) и «A Serious Proposal, Part II» (1697), Эстел очертила свой план по учреждению учебного заведения нового типа для женщин, которое предоставило бы им возможность получить и религиозное, и светское образование. Эстел предлагала сделать карьерные возможности для женщин более широкими, чем только мать или монашка. Она хотела для всех женщин равной с мужчинами возможности провести вечность в раю с Богом, и считала, что для этого им нужен достаточный уровень образования и самосознания. Предложенный ей «монашеский» стиль образования должен был позволить женщинам жить в защищенной среде, без влияния внешнего патриархального общества.
Известно также имя и француза Пулена де ля Бара, который в своем эссе “О равенстве обоих полов” писал о неравноправном положении женщин, что является результатом подчинения ее грубой мужской силе, а вовсе не «предписание природы».
К середине XVIII века французские просветители способствовали возрождению феминистских идей: Вольтер писал о несправедливости женской доли; Монтескье — что женщина должна участвовать в общественной жизни; Гельвеций доказывал, что гражданская «непросвещенность женщин есть только следствие ее неполного и неправильного воспитания». На протяжении всего XVIII века женщины европейских стран начали принимать активное участие в жизни общества. Большое количество женщин стали обладать экономической независимостью; светские дамы пытались вмешиваться в политику. Женщины просили признания их прав на гражданскую жизнь: образование, труд, уважение в семье и обществе.
В США первой американской феминисткой считают Абигейл Смит Адамс.Она была убежденной сторонницей прав женщин и яркой представительницей женской эмансипации в американской истории. В своем письме к мужу (Джонсу Адамсу, тогда вице-президентом США, ставшим а через 20 лет ставшим и Президентом США) от 31 марта 1776 г она призывает ввести право голоса или представительство для женщин в новом государстве — Соединенных Штатах Америки. В этом письме появляется цитата, впоследствии сделавшая ей всемирно известной активисткой феминизма.
|
|
|
По её мнению, власть мужчин является тиранической, так как сама природа мужчины толкает его на злоупотребление своей силой и властью. Эта тираническая природа мужчин проявляется в порабощении ими женщин. Поэтому законы нового государства должны защитить их права.
|
|
|
Чтобы понять, что было дальше, мы отправляем читателя к статье “Женское правление и феминизм” https://nko-family.ru/articles/zenskoe-pravlenie-i-feminizm.
Источники: Дилетант и Википедия