Это история москвички, которая сменила российскую школу на американскую
Исабель 18 лет, вместе со своей семьёй она эмигрировала в США прошлым летом. Грузинка по матери и латиноамериканка по отцу, Исабель выросла в спальном районе на юго-западе Москвы, за время учебы в России сменила шесть школ. Из-за цвета кожи ей, как и её сестре Стефани, часто приходилось слышать непристойные вещи. Мама сестёр решила увезти своих детей в Америку, чтобы у них было больше шансов жить достойно и благополучно. О том, что происходит в американской школе, почему там легче учиться, но гораздо строже с дисциплиной, Исабель рассказала «Мелу».
Семья Исабель поселилась в Филадельфии (штат Пенсильвания), девочки пошли в одну из местных школ. Оговорюсь, что это — беседа, рассказ от первого лица, впечатления Исабель, в тексте нет комментариев учителей и руководства школы. Исабель сразу пообещала быть максимально объективной: «Я не хочу быть как те русские, которые переезжают в другую страну и начинают все ругать, но при этом остаются там и продолжают пользоваться всеми доступными благами».
Новая школа
Школа расположена на окраине Филадельфии, в районе, преимущественно населенным эмигрантами, — выходцами из Латинской Америки. Всего в школе учатся около 3000 детей. Классы оборудованы лучше, чем в московских школах, где училась Исабель.
В туалетах чисто, есть туалетная бумага и сушители для рук, чего не было ни в одной московской школе
В этом году в городском бюджете есть деньги, так что в столовой детей кормят бесплатно, но так бывает не всегда. При поступлении Исабель отправили к ученикам с первым уровнем английского, но довольно скоро перевели на второй уровень (всего есть пять уровней владения языком, первые четыре уровня — это так называемые ESL students — English as a Second Language).
Американская школа: только хорошие оценки и каждый год меняющиеся учителя
В начале учебного года Исабель прошла специальный тест для школьников, обязательный в Пенсильвании (Keystone test по алгебре, биологии и литературе, его действие приостановлено в феврале 2016 года после долгой дискуссии о том, что результаты теста необъективны для учеников из бедных школ). Результаты этого испытания наряду с накопленными в школе баллами (credits) определяют возможность поступления в колледж. «Я не знаю, что у меня там получилось, — говорит Исабель. — Но в чем смысл отправлять меня на этот тест, если я только приехала в страну и ещё толком не знаю язык?»
Дисциплина
Мы общаемся с Исабель в социальной сети, когда в Москве уже вечер, а в Филадельфии день в самом разгаре. Исабель сбежала из школы пораньше, потому что заболел учитель. Строго говоря, это прогул, и за это может влететь. «Меня могут отстранить от занятий или дать detention — это вид наказания, когда надо остаться в школе после уроков ещё на час, просто сидеть в классе и ничего не делать. При этом нельзя пользоваться телефоном или что-то читать. У моей сестры Стефы был detention, она пришла в класс, там сидели еще человек 15 провинившихся, потом пришла завуч и велела всем сидеть молча, если кто-то улыбнется — отстранит от занятий. Короче, так час они все и сидели запуганные», — смеется Исабель, хотя получить detention, а тем более отстранение от занятий — это серьёзно. Факт такого наказания заносится в личное дело и потом может повлиять на шансы поступить в колледж.
Все ученики обязаны носить школьную форму (штаны светлые или кремового цвета, рубашку с воротничком, для мальчиков — галстук).
На праздники можно одеваться свободно, но за это надо платить один доллар. Это взнос на благотворительность
Например, в фонд помощи детям, болеющим раком. «В один из таких дней я пришла в школу в кофте с декольте, на меня налетела одна из учителей, повела к директору, — вспоминает Исабель. — Там мы целый час проспорили: я отказывалась снимать кофту, ведь я заплатила свой положенный доллар! В итоге мне всё-таки пришлось переодеться. Проблема в том, что я не американка и пока плохо знаю свои права. В общем, я переоделась и пошла на ланч, смотрю, а там половина девушек с открытыми спинами или с декольте, в платьях, которые еле прикрывают попу. Докопались конкретно до меня». Исабель уверена — причина в том, что она заступается за свою младшую сестру, когда учителя делают ей замечания. Завуч вообще угрожала ей переводом в другую школу, хотя, как потом выяснилось, у неё нет таких прав.
Что же касается ESL students, то это постоянная ругань и постоянные detentions: «У нас тут уже в мае жара 30 градусов, но открытая обувь запрещена, а сидеть жариться в кроссовках — это кошмар», — негодует Исабель.
Учеба
Уроки начинаются в 7.45 утра. В школу можно пройти только по личной карточке ученика, при этом рюкзак или сумку пропускают через сканер, нельзя проносить с собой стеклянные бутылки и ножницы. «Все это, конечно, здорово, но учителей никто не проверяет! — восклицает Исабель. — Они спокойно могут пронести оружие в школу».
Школу охраняет специальная школьная полиция, которая дежурит в коридорах и столовой, у них есть полномочия проверять людей на входе, разнимать драки и даже надевать на особо буйных наручники. Поэтому в основном все драки происходят в туалетах, где нет охранников.
У каждого ученика есть индивидуальное расписание занятий, составленное исходя из его желаний и возможностей
Определенное количество предметов нужно пройти в старшей школе, но в произвольном порядке: если, например, математика оказалась слишком сложной — просто переходишь в группу на уровень ниже. То есть в школе нет класса в нашем понимании, когда 30 человек детей вместе ходят на одни и те же уроки. «На математике я сижу с десятиклассниками, а на истории у меня почти все двенадцатиклассники», — рассказывает Исабель. Сама она учится в 11 классе.
Американское среднее образование в мультсериале «Симпсоны»
В новой школе довольно много учеников, которые учатся несколько лет и до сих пор не могут сказать по-английски больше «привет» и «пока». Они варятся в своей среде: для общения английский им не особенно нужен, а как они дальше будут жить, они не задумываются.
По словам Исабель, в Америке учиться ей легче, чем это было в России. «В московских школах надо было делать очень много домашних заданий, да и психологически мне было тяжелее, потому что когда что-то не получалось, учителя давили на меня», — вспоминает Исабель.
В филадельфийской школе отношения с учителями очень либеральные, а иногда и просто дружеские.
Если учитель тебя обозвал, ты тоже можешь его обозвать. Или учителя можно обнять
Исабель приводит пример таких отношений: «Я тут на уроке делала доклад о своей стране, рассказала про тульский пряник. Учительница сказала, что сразу после уроков пойдет в русский магазин и купит этот пряник. Ну я пошла с ней, потому что там выбор большой, и она может выбрать что-то не то. Мы доехали до магазина на её машине, она скупила сразу половину всего, один пряник подарила мне, а потом подбросила домой».
Бывает даже, что учителя прикрывают своих учеников из семей нелегальных мигрантов, хотя знают достаточно, чтобы сообщить в полицию.
«Я до сих пор боюсь, когда прохожу мимо компаний подростков, никак не могу от этого избавиться, — говорит Исабель, отвечая на вопрос об отношении к русским, которых в её школе совсем мало. — Сейчас я точно знаю, что не услышу никакой гадости, наоборот, может, даже услышу комплимент». Нашу героиню постоянно принимают за латиноамериканку и по несколько раз на дню пытаются заговорить с ней по-испански. А к русским относятся, как и ко всем иностранцам, не выделяя их.
В России все было по-другому: в младших классах Исабель третировали старшеклассники, а когда она подросла, начались проблемы на улице
«Расисты — трусы. Им нужно какое-то преимущество для нападения: чтобы их было больше или чтобы они были старше», — голос Исабель не меняется, хотя чувствуется, что ей неприятно вспоминать об этом времени. Она по собственному опыту знает, что рост ксенофобии — это не только наклейки «Обама чмо» на заднем стекле автомобиля.
Как видят Россию американские школьники
«В России я ненавидела и часто прогуливала физкультуру, особенно ненавидела пионербол, потому что мне было трудно поймать мяч, — вспоминает Исаблель. — У тебя не получается, а все начинают на тебя орать, как будто от этого зависит их жизнь!». В её новой школе принято не добивать слабого, а помогать, ребёнка пытаются научить и подбодрить. У Исабель были большие проблемы с историей, на уроках она почти ничего не понимала: ученики постоянно смотрели предвыборные дебаты, обсуждали государственное устройство и законы.
«Учитель начал помогать мне, давал задания в разы проще, чем остальным, и хвалил каждый раз, когда у меня получалась хоть какая-то ерунда»
Постепенно Исабель полюбила этот предмет и уже может что-то делать сама «на троечку».
После школы Исабель хочет сразу начать работать, а в колледж поступать через несколько лет. Ей хочется стать психологом, причем помогать людям бесплатно, чтобы профессия не превратилась в бизнес.
Источник: http://mel.fm