Уважаемые участники семинара!
К вам дистанционно обращается директор АНО «Современная семья» (Псков) Мотин Антон Юрьевич с пожеланием успешного семинара и небольшим выступлением, касающимся работы нашей организации совместно с Центром гражданского образования ПОИКПРО.
В течение четырех лет АНО «Современная семья» является победителем конкурсов социальных проектов, направленных на развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации.
Что касается последних двух социальных проектов, то в 2016/17 была проведена Семейная Олимпиада "Противодействие ксенофобии и экстремизму в многонациональной России" и в 2017/18 "Диалог культур в многонациональной России". Скажу еще раз: совместно с ЦГО ПОИКПРО.
Я не буду останавливаться на механике Олимпиады по праву, которая традиционно проходит в лицее № 4 г. Пскова. Она проводится уже 19 лет и прекрасно зарекомендовала себя на псковском образовательном (внеклассном) поле. В этом учебном году планируется провести 20-ю Олимпиаду, которая будет связана с ганзейскими днями в Пскове с одной стороны и диалогом культур в нашей многонациональной стране.
Несколько слов, каково участие «Современной семьи» в программе. Понятно - мы получаем грант и направляем его в оплату расходов по олимпиаде - питание участников, призы и прочее. В само проведение олимпиад в лицее мы не вмешивались: страшно входить в налаженный механизм.
Но в последней олимпиаде «Диалог культур» из за увеличения суммы гранта, я придумал как полезно потратить новые деньги и предложил дополнить олимпиаду в лицее №4 также и интернет – олимпиадой (онлайн тестом). Были составлены 15 – 20 вопросов по каждой из 6 тем:
- Диалог культур
- Межнациональные отношения
- Конфликт и его разрешение
- Знаешь ли ты свою страну
- История ксенофобии
- Ксенофобия и права человека.
Всего немногим более ста вопросов. Из вопросов был подготовлен квиз на сайте, на котором старшеклассники псковской области могли протестировать свои знания. Правильные ответы автоматически суммировались и определялись победители. На сайте были размещены и методические материалы для подготовки. Все было упаковано в симпатичный дизайн и с декабря 2017 г. было выпущено в свободное использование. Комитет образования выслал письмо по муниципалитетам, которое далее ушло по всем школам. Протестироваться можно было до середины марта 2018 г.
Участие школьников было очень неравномерным по муниципалитетам. Активно участвовали в Куньинском, Локнянском, Бежаницком и Псковском районе. Многих районов не было совсем. Удивило полное игнорирование со стороны 2-й «столицы» нашей губернии - Великих Лук.
Воочию посмотреть на сайт, на темы, вопросы и ответы можно на сайте https://olimpiadapskov.ru/. С декабря работала и группа в Контакте https://vk.com/olimpiadapskov2018 для поддержки участников онлайн и оффлайн олимпиад, но можно сказать, что школьники к ней интереса не проявили.
Всего в онлайн тесте участвовало около 200 школьников. По задумке, те кто набирал более половины балов получали сертификат участника, призы были приготовлены для победителей с 1 по 5 место.
Изначально мысль была такой, чтобы представить онлайн тест в качестве обязательного или полуобязательного мероприятия для тех, кто хочет участвовать в лицейской традиционной олимпиаде. Но от этой идеи решили отказаться ввиду повышенных рисков и неапробированности онлайн самого теста.
Поэтому онлайн олимпиада прошла сама по себе. Скорее всего, не все участники лицейской олимпиады в лицее знали о тестовой части. Управление образования 2 раза направляло информационные письма до и после Нового Года, поэтому необходимы минимум школьников удалось подтянуть к участию (уже отмечалось – 200 человек). Пересечение двух олимпиад случилось, когда участница семейной команды в лицейском конкурсе (семья заняла третье место) выиграла первое место в тесте.
На какие проблемы хотелось бы указать. Вопросы в тесте, на мой взгляд, были слишком сложные, и школьники пытались жульничать, заходя с разных акаунтов и подглядывая ответы, чтобы потом ответить «набело» с нового акаунта. Но их слишком хорошо видно по критически маленькому времени прохождения тестов. Также многие дальше первой темы и не пошли.
Возможное решение: вопросы надо делать более доступными.
Мотивация
Вообще мотивация для участия в тесте не слишком уж очевидна для ребят. Денежные призы (сертификаты Мвидео) – в некоторой степени да. Для участницы семейной команды – тоже понятно, - как подготовка. Для остальных – поиграться, развлечься, и было видно, что такие участники очень быстро останавливались в прохождении теста.
Но вот меня заинтересовал один участник из Локни – молодой человек из семьи азербайджанской диаспоры. Он занял третье место, я с ним разговаривал, и было видно, почему ему это нужно было – фактор лучшей социализации в нашем обществе, возможность получить доп. сертификат (диплом) участника для своего портфолио и дальнейшего поступления в ВУЗ.
Ясная мотивация - это для организаторов всегда хорошо, так как позволяет сосредоточить усилия именно на тех, кому это реально надо.
Поэтому я бы рискнул сделать два вывода:
- Желательно вернуться к идее, что все участники конкурса в лицее должны пройти тест (количество баллов не важно). Возможно, давать дополнительные баллы за преодоление 50% барьера правильных ответов и за выход в финал.
- Надо распространить информацию об онлайн тесте среди диаспорных семей, чтобы эти школьники получили дополнительные возможности.
И заключительный вывод: желательно в целом поднять статус Олимпиад по праву, сделать их более популярными («крутыми» на молодежном языке). Тогда больше школьников примет участие и придаст больше стимулов для подготовки и для ответов на сложные вопросы (даже если они и станут немного проще).
В этой части отмечу еще одну проблематику: с появлением грантовых средств, произошло некоторое смешение тематик в Олимпиаде с добавлением большой доли материала по межнациональной тематике, чего изначально в Олимпиадах не было. Поэтому нам, организаторам, требуется сделать усилия для правильного позиционирования своих мероприятий в школьно-семейной площадке, возможно, для переосмысления правового содержания конкурсов.
Сложности с Дебатами
И два слова касательно олимпиад в лицее № 4. Я два года входил в состав жюри, присутствовал на всех этапах олимпиады. Наибольшее беспокойство вызывает качество дискуссионного этапа: участники не справляются с ним, более того, возможно, и не понимают, что такое дебаты (правильные дебаты). Безусловно, ораторская культура в Псковской области (да и России в целом), находится на низком уровне. Государственная Дума и та не является местом для дебатов. Праймериз, выборы не носят выборный соревновательный характер. Поэтому было удивительно увидеть в семейных дебатах что то отличительное и лучшее. Подготовка к Дебатам в лицее, вероятно, носит слишком формальный характер. Поэтому я бы предложил:
1. Переработать дискуссионную часть олимпиады в лицее №4 и попробовать изменить подготовку к этой части олимпиады, чтобы ребята приходили с лучшим пониманием механизма дебатов.
2. Сложное предложение: сделать один качественный видеоролик с демонстрацией "правильных" дебатов. Возможно, что школьники вообще не понимают суть этой части конкурса, поэтому и теряются на нашем конкурсе.
Что касается самой межнациональной тематики, то, безусловно, надо постоянно поддерживать эту тему среди школьников - просто для того, чтобы правильный "нормативный " голос звучал среди них. Сейчас есть ощущение, что количество конфликтов на межнациональной почве может возрасти (из за экономических проблем), и необходимо по возможности контролировать назревающие болевые точки, снимать их даже самим фактом существования олимпиад по теме межнационального сотрудничества, диалога культур в многонациональной России.
Спасибо за ваше внимание. Прошу прощения, что не смог физически посетить семинар, но присутствую на нем так сказать виртуально. И желаю всем вам хорошей работы!