Лучший способ отметить этот государственный праздник – представить публике осмысленные направления проектирования обновлённой конституционно-правовой реальности, представления о том, в каком направлении мог бы развиваться конституционный строй в России.
Конституция Российской Федерации планировалась как стабильная, но сначала практика её применения, а затем и череда писаных поправок, особенно последних по времени, возможно, сделали из неё транзитный документ, ныне требующий ощутимого круга контрпоправок и новых подходов.
Существуют фактически две конституции, связанные друг с другом формально. Малая конституция включает Преамбулу, содержание главы 1 «Основы конституционного строя», главы 2 «Права и свободы человека и гражданина», а также главы 3 «Федеративное устройство» (в части разграничения полномочий и предметов ведения Федерации и её субъектов, смыслового ядра Федеративного договора 1992 г., вошедшего в Конституцию). Значимая для немалой части общества, она занимает неоправданно скромное место в решениях и действиях государства.
Основную конституцию государства составляют обновлённая по-царски глава 4 «Президент Российской Федерации» и ставшие техническими остальные главы 5–8. Это Конституция мобилизации, рассчитанная на неопределённый период времени. Авторитарность правления, воспроизводимая исторической памятью и обуславливаемая групповыми интересами, усилена отточенной системой поправки-2020, стала опорой государственного строя.
Раскол Конституции и общества составляет один из главных рисков на нашем пути к конституционному строю и ставит задачу обновления отношений между государством, обществом и человеком в центр конституционного и политического процесса.
Значительную часть думающей части общества объединяет тревога за очевидное размывание веры в конституционные основы России как демократического федеративного правового социального светского государства с республиканской формой правления.
Вызовом для российского конституционализма является массовая конституционная «ненормальность», которую заставляют считать в качестве стандарта, вытеснение и замещение конституционализма неконституционными, неправовыми и патерналистскими ценностями.
Ответственная часть общества, разделяющая ценности конституционализма, обязана проявить активность и отстоять конституционализм, обеспечить реконституционализацию общества (удачное определение А.А. Джагаряна).
В основе общественного договора должно оставаться соглашение между обществом как доверителем и государством, органами публичной власти как нашим официальным представителем. Подмена сути договора всесильным и неподконтрольным аппаратом присвоения и подавления лишает нацию перспектив развития и достойного места в мировом сообществе.
Некоторые коллеги полагают ключевой работу лишь над конструкцией власти, указывают на проблему предмета Конституции: что она обязательно должна предусматривать и что может не предусматривать.
Отдаю себе отчёт: вписав в Конституцию всё, что упоминается в наших намеренно неотточенных комментариях, получится не только очень интересная книга (крылатые слова Е. Исинбаевой), но и чересчур внушительная книга. Предстоит по итогам дискуссии ещё поработать над скупыми и простыми формулами образцовых институтов и норм, выверенными положениями и правилами.
Мы сталкиваемся с последствиями конституционного минимализма: так, формула «свободные выборы» в защищённой главе 1 не защитила принцип народовластия от имитации и дискредитации выборов любого уровня.
Конституция не может быть абстрактной, она обязана наряду с ценностным вектором развития содержать совершенно определённые институциональные рамки и правовые гарантии против властного произвола. Их дефицит стал одной из причин, что Конституция 1993 г. оказалась слишком открытой для вольных интерпретаций в части распоряжения компетенциями.
Необходимое и желательное обновление Конституции видится как комплексная многогранная задача восполнения пробелов, дефицита гарантий конституционных принципов и норм. Создание условий конституционного развития России требует необходимой детализации и оптимального соотношения политического и правового начал.
Возможны различные сценарии.
Неблагоприятный — продолжение перманентной антиконституционной реформы, дальнейшее расхождение между нормами писаной Конституции и практикой нормотворчества и правоприменения, конституционно-нормативной моделью и политико-правовой реальностью, подмена носителя суверенитета и единственного источника власти другими источниками, носителями и бенефициарами.
Радикальный как логическое следствие предыдущего — принятие Конституции «новой Российской Республики»; необходимого числа голосов в палатах Федерального Собрания надо меньше, чем для принятия поправок к главам 3–8, и не требуется одобрение субъектов Федерации. Но это сценарий со многими неизвестными.
Предпочтительный — согласованные действия по расширению и существенному обновлению Конституции как условие перехода от загосударствленного строя к демократическому конституционному правовому строю.
Преемственность в развитии российского конституционализма важна для легитимации и устойчивости России на условиях свободы, достоинства, справедливости и солидарности граждан и институтов гражданского общества России, участия в управлении общими делами, многообразия и состязательности, укоренения ценностей Преамбулы Конституции.
Предлагается запустить нормальную работу основных публично-властных институтов, которые не должны вытесняться и замещаться. При этом институты демократии участия (уполномоченные по правам, общественные палаты и инспекторы, конституционный совет и совет противодействия коррупции, избирательные органы с преобладанием общественного участия и др.) призваны стать страхующими механизмами, гарантиями от перерождения власти.
По нашему замыслу, шесть глав (главы 3–8) получат новую редакцию и будут дополнены ещё шестью новыми главами. Дополнение Конституции новыми главами самой Конституцией не запрещено.
Проект содержания изменённой Конституции Российской Федерации мог бы выглядеть так:
Преамбула
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
Глава 1. Основы конституционного строя
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Глава 2.1. Гарантии прав и свобод личности. Органы публичной защиты прав и свобод (новая)
Глава 2.2. Гражданское общество (новая)
Глава 2.3. Правовая система (новая)
Глава 2.4. Публичная власть (новая)
Глава 3. Федеративное устройство (в новой редакции)
Глава 3.1. Финансы (новая)
Глава 4. Глава государства (в новой редакции)
Глава 5. Федеральное Собрание (в новой редакции)
Глава 6. Правительство Российской Федерации (в новой редакции)
Глава 7. Судебная власть (в новой редакции)
Глава 8. Местное самоуправление (в новой редакции)
Глава 8.1. Оборона. Безопасность. Особые режимы управления (новая)
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Проект возможного обновления Конституции Российской Федерации (России) был первоначально представлен 8 сентября 2020 г. членам Конституционного клуба. Комментарии по отдельным направлениям доработаны с учётом отечественного и зарубежного опыта по результатам коллективных обсуждений, индивидуальных бесед и отдельных замечаний коллег, среди которых — И.Н. Алебастрова, А.Ю. Бузин, Е.А. Данилов, А.А. Джагарян, А.В. Зуйков, В.Б. Исаков, В.В. Калачев, В.В. Корольков, О.Н. Кряжкова, В.И. Лафитский, П.А. Лысов, А.З. Морев, А.А. Нечаев, О.Г. Подоплелова, В.А. Рыжков, В.Г. Степанков, Н.Л. Хананашвили, И.Г. Шаблинский, С.Д. Шаталов, А.Ю. Царёв, К.В. Янков, а также ранее обнародованные предложения ФКР и Конституционного клуба.
Комментарии же по отдельным главам приглашаю посмотреть по ссылке..
Источник: https://echo.msk.ru/blog/rumyantsev/2853646-echo/