Этика против борщевика | АНО «Современная семья»

Этика против борщевика

Для справки

Этика - философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным проживанием, нормы, сплачивающие общество, способствующие преодолению индивидуализма и агрессивности. Создатель этики Аристотель поставил свое учение между наукой о душе и наукой о государстве. И скорее всего у нас в современной России с этой (средней) наукой есть проблемы.

 

Борщевик Сосновского заполоняет среднюю и северную полосы России. Его действительно много везде – в полях, на обочинах дорог, в перелесках, около рек, озер. Борщевик заползает и в города, вырастая у самых подъездов домов или приближаясь порой до самых центральных улиц.

Процесс распространения этого растительного вида ученые называют фито инвазией. Борщевик Сосновского привезли с Кавказа и посеяли у нас для неких агротехнических целей: то ли коров кормить, то ли еще что то. Но дело повернулось по другому: в качестве корма его использовать перестали достаточно быстро, но борщевик оказался очень живучим растительным видом в наших широтах, подминающим под себя все другие эндемичные растения. Борщевик быстро растет вширь и вверх (и 3 метра высоты - не предел), чрезвычайно плодовит семенами, на вид страшен и даже ядовит при определенных условиях. Точные данные по скорости распространения предоставить по прежнему сложно, но примерно эта скорость составляет около 5% новых завоеванных гектаров и километров в год. 

Практика также показала, что бороться с ним очень-очень сложно. Нужно проводить кропотливую работу на участках его произрастания много лет, чтобы вывести его с глаз долой и из сердца вон. При этом требуется тщательная и аккуратная ручная работа людей с необходимым инструментарием: лопатами, серпами, химикатами, иногда с огнем. Для полной рекультивации любого участка и исключения его нового появления надо не менее 5 лет.  

В России есть несколько сообществ людей, которые проводят довольно активную работу против борщевика Сосновского. Возможно, самая активная группа среди них это движение Антиборщевик: https://antiborschevik.info/. В их арсенале целый ряд методов борьбы:

  • Широкая и активная сетевая пропаганда – статьи, обучающие ролики, частые посты в соцсетях;

  • Поддержка и развитие сайта, на котором собрана достаточный объем информации, чтобы проводить самостоятельную или коллективную работу по избавлению от борщевика;

  • Интерактивные онлайн карты распространения вредителя, на которые можно самостоятельно поставить точки, где растет борщевик и оставить свои комментарии. Важно сказать, что эти карты в теории автоматически получают информацию со спутниковой карты и через алгоритм определяют, где на местности есть борщевик. Но с ручной проверкой, конечно, получается более надежная информация.

  • Проведение семинаров и встреч любого формата офф-лайн для разъяснения “истинной” ситуации по борщевику.

  • Субботники, воскресники и прочие активные встречи неравнодушных с инвентарем для борьбы с вредителем;

  • Активная работа с местными администрациями, попытками наладить с ними тесное взаимодействие для активизации работы государства против борщевика.

  • Работа с областными администрациями по законодательной линии: то есть попытки “принудить” законодательную власть принять нужные законы, которые не позволят борщевику бесконтрольно размножаться. Здесь речь в основном о необходимости введения штрафов собственникам земли за не-уничтожение борщевика на своем участке.

Эстетическая проблема

Успешность комплексной работы по борьбе с борщевиком Сосновского будет понятна, если карта распространения вредителя покажет сокращение ареалов его произрастания. Пока такого нет. Борщевик побеждает. В чем причина? Основная – наличие огромных бесхозных (иногда и вполне “хозных”) необрабатываемых с/х территорий, на которых борщевик чувствует себя хозяином положения. С этих больших массивов семена борщевика уходят на все соседние территории и вредитель закрепляется везде, где получается победить местные виды. Если на больших массивах произрастания работать эффективно можно только с помощью химической обработки, то в любом другом месте где борщевик растет небольшими вкраплениями, там необходима местная самоорганизация людей для уничтожения небольших очагов. Однако практика показала, что люди не хотят не хотят обращать внимание на проблему и прилагать свои усилия на борьбу. Давайте поразбираемся почему.

Это же так привычно для нас, россиян, игнорить проблемы. Более того, равнодушие это что то вроде фирменного стиля населения, живущего на просторах РФ. Как говорится, это уже не баг, это фитча. Разумеется, проблема борщевика в физическом смысле касается напрямую небольшого числа людей: может быть, родителей, чьи дети могут получить ожоги, самих пострадавших.  Или сельских жителей, которым борщевик мешает в повседневной (летней) жизни. Но я утверждаю, что  борщевик в нашей жизни  – это проблема в большей части эстетическая и более того - этическая. То есть чтобы понять, что борщевик - проблема, надо иметь глаза и головы настроенные на эстетику и этику. Само собой таких людей немного.

С эстетикой более менее понятно: вместо разнотравья лугов и полей (лютики, колокольчики, пастушьи сумки, молочаи и прочее прочее), вызывающих у нас приятные комфортные чувства, мы имеем перед глазами одноцветную массу высоченного кустарника, внушающую нам неприятие и даже ужас. Борщевик уничтожает красоту русской природы средней полосы. Он делает окружающий мир эстетически неприемлимым/непригодным для созерцания. Насколько хорошо и приятно гулять по разнотравью лугов, настолько же дискомфортно видеть вокруг себя трехметровые заросли “Чужого”. Сама окружающая русская природа становится чуждой, душа не может расслабиться (вокруг враги!) и страдает, испытывает внутреннее напряжение. И даже болеет.  И такой взгляд на проблему уже подводит нас ближе к восприятию проблемы инвазии как этической.

Этическая проблема

Этика, этос в своем изначальном значении обозначали совместное жилище и правила, порожденные совместным проживанием. Речь о нормах, объединяющих/ сплачивающих общество и способствующих преодолению индивидуализма и агрессивности. По мере развития обществ к этому простому смыслу добавилось изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и так далее.

Борщевик – сильный и безжалостный захватчик, завоеватель природных ландшафтов, враг, чужой. Он превращает симфонию, многоголосие природной жизни в оркестр одного инструмента, причем его привезли совсем из другой земли, для примера представим, что вместо целого оркестра играет только кавказский фандыр, который истребляет мозг слушателя за час. Один монотонный инструмент исключительно агрессивен для слуха и мозга слушателя. Один борщевик вместо десятков растений – тот же самый случай. Борщевик ведет себя неэтично, индивидуалистически, он разрушает растительное сообщество как целостный сложный организм. И бороться с борщевиком возможно руководствуясь этическими (и эстетическими) соображениями. Но как увеличить этический разряд в людях? Тут мы мы вышли на очень высокий градус вопросов, и придется писать многотомные сочинения этического свойства. Лучше остановимся на подступах. И подумаем, что грядущее нам может дать так сказать “безвозмездно”.

Грядущие изменения

Чтобы работать с борщевиком, надо быть этичным. Но нас, россиян, постигла этическая (нравственная) глухота – отсутствие ориентации на другого, неумение и нежелание слышать его. С некоторой долей преувеличения можно сказать, что наше общество этически инвалидизировано. Мы глухи к очень многим проблемам. Но не замечать, не видеть проблему означает, что она будет больше, настолько больше, что превратится в настоящую физическую проблему. Аналогично мы не видим проблемы в горах мусора повсюду, в хищническом отношении к природе, в высоком градусе шовинизма, нетерпимости, агрессии в нашем характере. Ведь понятно, что человечество долго вырабатывало этический кодекс поведения именно потому, без такого кодекса и материальная жизнь будет беднее, труднее, беспросветнее.

Безусловно, бывших советских людей, да и новых постсоветских испортил телевизор, пропаганда, тысячи ток-шоу и подобных передач. Приложил к этому руку и капитализм как таковой, который трубит нам в уши, что главное – конкурентоспособность, эффективность в работе, зарабатывание денег; что проблемы, которые можно решить за деньги - не проблемы. Люди поверили: правда, если ты работаешь и зарабатываешь деньги, которых “ты достоин”, то можно спать спокойно;  ты свой долг перед обществом выполнил, этический минимум сдан. Мусор уберут другие, борщевик скосят третьи - какие то другие люди, которым тоже заплатят “рыночную” заработную плату, и они выполнят свой долг таким вот образом. Хорошо звучит, но не работает. Полки ломятся от товаров, но борщевик заползает в города. 

Но скорее всего в 2022 году никакой конкурентоспособной зарплаты в России не останется. Останется что то вроде пайка, немного больше, немного меньше. Но этот паек будет означать, что денег хватит на еду и немного сверху. Работы будет меньше, товаров меньше и другого качества. Да, работа, разумеется, останется, но не по “рыночным расценкам”, а по каким то  условным “советским”. Да и вообще рынок как таковой скорее всего прикажет долго жить. В целом, предстоят существенные изменения в материальном благополучии россиян. Может быть, эта материальная деградация будет способствовать изменению наших этических представлений и установок? 

Нравственная трансформация. 

Будем жить беднее, но здоровее - честнее - этичнее? Здравый смысл говорит, что вряд ли. Большие общественные системы так не работают. Увеличение бедности будет означать деградацию во многих сферах, люди еще больше замкнутся в проблемах и перестанут “выходить на связь” с активистами (антиборщевика). Где же выход? 

Хорошего выхода сейчас нет. Всюду клин. Мы не сможем вернуться ни в 2019 доковидный год, и мы не сможем наладить приличную жизнь в рамках постмирной жизни. Тем более жизнь более этически содержательную. Мы будем ждать от государства - его позиции, решений, установок. Вертикаль власти глубоко пронизывает все слои общества, формируя в нижних из них устойчивое равнодушие к действительности и к своим собственным действиям в мире. 

Вернутся к симфонии жизни, повернуться от равнодушия к многообразию восприятия мира, переживаний и чувств можно несколькими путями. Путь доступный избранным – духовное совершенствование, личная битва за лучшую версию себя. Путь доступный всем (обществу в целом)  – движение всего общества к демократии: возвращение честных выборов, допущение плюрализма (многоголосие) мнений в “прямом эфире”, реанимация  прав человека, приведение в порядок судебной системы и всей государственной машины в широком смысле.  Справедливости ради скажем, что создатель этики Аристотель не любил демократию и ратовал за политию. Но так мы не знаем что это за зверь, и помогает ли он бороться с борщевиком, то приходится придерживаться более традиционной точки зрения, что демократия лучше любой формы тоталитаризма.

То есть к концу статья я уравниваю восстановление многоголосия и симфонизма общественной жизни (и демократических форм правления) с возрождением этики всего общества и восстановлением правильного русского поля – с его многотравьем, многообразием цветов и запахов, борьбой равных видов растений между собой. Как результат – восстановление экономических основ жизни не противоречащих этической картине мира, выход из разрухи и упадка, акцент в дальнейшем развитии на экологической составляющей  и восстановление видового разнообразия растительной жизни, как частный вопрос улучшения экологии.

Внимательный читатель спросит: где демократия, а где борщевик; вы смешиваете высокое и соленое. Отчасти, я позволил смелое допущение, может быть абсурдное. Но в моих рассуждениях важна логическая цепочка: сегодня люди не борются с борщевиком, так как не считают это проблемой. Да, правда, это не такая большая физическая проблема. Но я говорю, что борщевик – серьезная нравственная и этическая проблема. У человека в голове шовинизм, нравственная слепота, равнодушие…. он просто не понимает, что борщевик – физическое проявление общественных и личных нравственных проблем. Поэтому я в этой статье и обсуждаю прогресс морали и этики и утверждаю, что чем больше развитие общественной этики, тем меньше борщевика будет у нас под носом. И поэтому я призываю перестать считать борщевик физической проблемой. Это не более проблема, чем помойка на краю деревни. Но и то и другое – этические проблемы, которые мы не видим, ибо морально слепы.

Я думаю, что мы, сознательные граждане, уже заранее можем представить (вообразить), что демократия победила, состояние прав человек необычайно улучшилось, и российские суды честны как никогда. И тогда нам все равно надо избавляться от инвазии: брать вилы, лопаты, химикаты и идти на спецоперацию против  борщевика. И необходимо организационное ядро (“партия”), которое организует и направит эту работу, “станет передовым отрядом” борцов с борщевиком. Таким образом здесь я декларирую, что борьба с растительной инвазией равносильная борьбе за права человека, за демократию, многообразие экономической и политической жизни людей, за все уравновешенное многоголосие и полноту самой жизни.  Симфонизм – это все, моноцентричность  - ничто. Вперед, товарищи, на борьбу с борщевиком Сосновского!

Заключение

К чему же привели все эти логические цепочки? Мы высказали несколько тезисов: 1) борщевик сам собою не уйдет 2) проблемы с растительной инвазией проистекают из общественной этической слепоты 3) Этический прогресс поможет борьбе с борщевиком 4) Этическому прогрессу помогает демократическое устройство общества и соблюдение прав человека 5) Работая на демократию, мы улучшаем общественные нравы и способствуем тому, что проблему борщевика начинают замечать и начинают бороться с ним 6) Можно не ждать победы демократии и прав человека, но уже действовать с тем представлением, что права человека восстановлены 7) И можно бороться с борщевиком представляя, что одновременно мы работаем на демократию, жизненное многообразие и новый светлый образ своей страны. Вперед, товарищи, на борьбу с борщевиком Сосновского!

Видео
Теги
Раздел сайта

%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D1%80-300%D1%85400.gif